Проблемы метода Шичко
Содержание страницы
Клуб трезвости и проблемы клубной работы
Каждый преподаватель курсов по методу Шичко и руководитель клуба трезвости в своей работе сталкивался с проблемами, далее привожу три причины которые я хочу проанализировать и сделать определённые выводы.
1: Человек заканчивает курсы по методу Шичко, но через какое-то время срывается
Наблюдая за подобными явлениями я выявила следующие причины:
а/ Человек ведет дневник в виде аффирмации.
Причины:
- ему лень думать,
- он размышлять просто не умеет,
- он не любит писать,
- он считает, что он и САМ всё это знает.
Поэтому он пишет заученными фразами. Написав несколько дневников под руководством преподавателя во время курсов, и получив результат (исчезла тяга к алкоголю и курению), он начинает писать дневник шаблонно, не думая. Во время написания дневников человек не пропускает мысль через себя, пишет коротко, в виде аффирмаций – заученными фразами. Это не вызывает никакого душевного отклика, никаких эмоций. Его дневники не интересно проверять — преподаватель знает каждую его следующую фразу. Он делает замечания, пишет поправки, но через неделю получает те же самые дневники. Ответ на вопрос: «Почему Вы так пишете?» тоже шаблонный: «А что писать? Каждый день одно и то же!»
Мы знаем, что «психологическая программа» на курение и употребление алкоголя (старые ложные установки и убеждения) «стирается» только продуманными, осознанными, прочувствованными и написанными собственной рукой, новыми трезвенными убеждениями. Только так формируется установка на трезвость и новое, трезвое мировоззрение. Без эмоционального отклика, без мыслительного процесса и написания своей рукой на бумаге новых убеждений, старая ложная программа остаётся и продолжает руководить поведением индивида.
В чём это проявляется? Именно она (ложная психологическая программа) и не позволяет человеку размышлять, напускает на него лень, сонливость и нежелание посещать клубные дни и другие мероприятия. Аффирмации не пробуждают истинного «Я», поэтому человек не слышит его полусонного голоса! Человек продолжает отождествлять себя с алкогольной программой, которая диктует ему свои условия. Но ему кажется, что это ОН САМ так думает! Речь и терминология человека не соответствует речи убеждённого трезвенника. Опытный преподаватель видит в нём воздержанника! А у воздержанника рано или поздно, происходит срыв!
б/ Человек, закончив курсы, перестаёт писать дневники.
Причины те же – лень и самонадеянность (гордыня – я Сам справлюсь!) Под действием полученной на курсах информации, он какое-то время держится. Это воздержание может продолжаться от недели до нескольких месяцев.
Очень редко он остаётся трезвым навсегда – в случае, когда человек сам, уже давно осознал необходимость «бросить пить», и ему не хватало только толчка, чтобы стать воздержанником (или благоразумным трезвенником). И этим толчком послужили прослушанные лекции, и — пусть и нерегулярное – но ведение дневников хотя бы в течение 2 – 3 месяцев. В 90% случаев у тех, кто не пишет дневник, или не пишет их по графику, до конца указанного преподавателем срока, происходит срыв.
Вывод:
- Формальное написание дневников работает по принципу кодирования, внушения, не меняет убеждения человека и оставляет его воздержанником.
- Пренебрежение к написанию дневника и игнорирование требований метода так же оставляет человека воздержанником на короткий срок. Человек, под влиянием сохранившейся алкогольной программы, не посещает клуб, общается со старыми пьющими друзьями и родственниками, поэтому он, рано или поздно, возвращается к прежней пьяной жизни.
2: Люди, добросовестно отработав по методу Шичко и став сознательными, убеждёнными трезвенниками, перестают посещать клуб
Причины:
а/ Человек – интроверт, который не нуждается в общении с единомышленниками. Он живёт в трезвости. Увлечён чем-то и развивается сам по себе.
б/ Человек уходит в свои дела и заботы: живёт в семье, занимается детьми, внуками, делает карьеру, открывает свое дело, начинает какой-то бизнес…
в/ Человек собирает вокруг себя группу соратников с общими интересами и создается обособленная группа, которая может уйти из клуба. Создается новая трезвенная организация.
г/ Преподаватель берёт на себя ответственность за всех, прошедших курс: контролирует их действия, завлекает их в клуб разными интересными (с его точки зрения) мероприятиями, беседами, видеофильмами, лекциями, праздниками, концертами – и всё это он сам организует и проводит. Народ приходит, пассивно слушает, смотрит, хлопает в ладоши, пьёт чай с конфетами (купленными руководителем) и уходит, до следующего приглашения. А то ещё и критикует: «Скучно стало в клубе!» Проявлять инициативу никто не желает, потому что отвечает за все председатель клуба, то есть не доверяет своим соратникам ни организацию клубных дней, ни организацию праздников, ни организацию мероприятий. Поэтому люди и приходят не как к себе домой, а в гости!
д/ Если раньше в нашем сознании была сформирована программа «духа коллективизма», то сейчас люди разобщены, они к этому привыкли и не хотят посещать какие-то клубы, организации, считая это сектами. Получив результат на курсах Шичко, отработав с дневниками, перестают посещать клуб, боясь новой зависимости.
е/ Большинство слушателей, закончивших шестимесячную работу по методу Шичко, в клубе остаются пассивными наблюдателями, потому что общественная деятельность – не их мечта.
И они, постепенно, продолжая жить трезво, уходят из клуба в свою жизнь, в свои интересы. Они начинают активно осуществлять свои мечты с трезвым сознанием.
Но разве не ради отрезвления общества мы работаем?
Что я наблюдаю в клубе «Оптималист» г. Южноуральска за 28 лет его работы?
В нашем клубе, кроме председателя, всегда был заместитель и казначей.
В клубе была создана инициативная группа (совет клуба), которая занималась организацией клубных дней, слётов, походов, городских мероприятий. Эта же группа организовывала других соратников, давала им задания и контролировала их исполнение. На клубных днях обязательно были дежурные, которые отвечали за порядок и уборку после встречи.
Председатель, совместно с инициативной группой, занимался составлением планов и механизмами их исполнения, организовывал собрания клуба, работал и сейчас работает с Администрацией, с учебными заведениями, организовывает курсы по методу Шичко и проводит их, способствуя притоку в клуб новых соратников. Клуб финансируется ежемесячными членскими взносами и 25%-ми отчислениями преподавателя от суммы, полученной от курсов.
Со временем, когда численность клуба перевалила за 50 активных членов, среди соратников нашлись лидеры и клуб «Оптималист» разделился по интересам на;
— группу народного творчества «Рученички», которая кроме рукоделия посещают хор казачьей песни, организуют вечёрки – и вполне удовлетворены своей жизнью. Вопросы трезвости для них не актуальны, потому что трезвость для них уже настолько естественна, что они её просто не замечают! Это, в основном бывшие «культуропитейщики» или благоразумные трезвенники, которые проходили курсы по методу Шичко либо по зрению, либо по питанию.
— клуб «Трезвая семья» изучает психологию семейных отношений, занимается вопросами воспитания детей, внуков, развитием собственного бизнеса… Нуждаются в поддержке друг друга. Отношения между семьями дружеские, на основе трезвого образа жизни. Посещают клубные дни и другие мероприятия. На слёты выезжают редко, в силу своей загруженности работой. Многие семьи перестали посещать клуб, потому что им достаточно трезвого семейного круга общения. Другие трезвые семьи просто иногда ходят к ним в гости, не оставляя их в одиночестве.
— «Трезвый Южноуральск» отделился в самостоятельную трезвенническую организацию после посещения нашего клуба Зверевым А.А., и вошёл в «Трезвый Урал» под руководством нового лидера. Это люди, которые сразу после прохождения курсов, загорелись идеей отрезвления общества и принципами оптималистов «Выбрался сам из трясины дурмана, помоги другому», «Если не я, то кто же?», «Спешите делать добро!»
«Трезвый Южноуральск» работает сейчас по программе А.Зверева. Это – идейные борцы за трезвость, которые выросли в клубе «Оптималист» и ушли в мир утверждать трезвость. Они продолжают, как и было раньше, работу в школах и других учебных заведениях, работают с Администрацией, проводят городские мероприятия – митинги, пикеты и пр. Это – практически вся моя инициативная группа под руководством моего бывшего заместителя Исаевой Н.Н.
Но, к сожалению, они не ищут и не хотят деловых контактов с клубом «Оптималист».
Клуб «Трезвая семья» и большая часть клуба «Рученички», которым руководит Радаева О., входят в состав Южноуральского клуба трезвости и здоровья «Оптималист», посещают (по мере возможности) клубные дни, слёты и другие мероприятия: субботники по уборке города, принимают участие в раздаче буклетов, разучивают русские народные песни, игры, готовят и организуют вечёрки. Они же проводят выставки народного творчества (собственные произведения искусства), посвященные Дню Города, участвуют в концертах, ими создан музей казачьего быта.
Среди членов клуба «Оптималист» есть два воспитателя южноуральского детского дома, которые овладели программой работы с детьми и подростками и занимаются этим делом в процессе своей работы. Сейчас готовится третий преподаватель из новой группы.
3: Почему в Южноуральском клубе Оптималист произошло такое разделение по интересам?
Наверное потому, что правила нашего клуба достаточно демократичны, и я, как преподаватель, используя метод Шичко, всегда оставляю людям право на самоопределение и осуществление собственной мечты.
Поясняю:
Метод Шичко достаточно мощный инструмент, который в разных руках даёт разные результаты: алкоголика делает трезвенником, грешника – праведником, атеиста – верующим, преступника может сделать законопослушным гражданином… Но бывает наоборот – при неправильной трактовке вопросов дневника у слушателей формируется необоснованная завышенная самооценка, переходящая в гордыню. Человек начинает верить, что если он трезвый, значит – лучший, значит он самый умный, значит – он всегда и во всем прав. Причём самым лучшим и самым умным он себя начинает считать не только среди бывших друзей, с которыми из-за этого теряет контакт, но и среди соратников, что приводит к конфликтам и расколам. И самое опасное в этом явлении то, что никто никого не слышит и не слушает. Тут сотрудничество просто невозможно! Где же тут трезвость?
Многие преподаватели строят занятия так, что особо внушаемые люди принимают ценности и мечты преподавателя, а несогласные, со временем, просто уходят.
Примеры:
- Сильный идейный борец за трезвость способен заразить своими идеями отрезвления общества активных, неравнодушных людей, и они посвящают этому свою жизнь.
У тех, для кого такая общественная деятельность соответствует их ценностям, их темпераменту, их характеру и их устремлениям, появляются собственные амбиции, стремление к лидерству. И хорошо, если это – не от гордыни! - Глубоко верующий в Бога человек заражает своей верой людей, которые внутренне к этому готовы, остальные постепенно отходят.
- Преподаватель, главной ценностью которого является здоровье, может сформировать у слушателей установку на здоровье тела, забывая, что формирование программы на трезвость (здоровье нравственное) – стоит на первом месте. Без трезвости здоровье тела невозможно! А уж здоровье души и духовный рост – тем более!
Курсы в нашем клубе раньше набирались благодаря тому, что каждый соратник приводил в группу новичков хотя бы одного человека. Сейчас, к сожалению, обстоятельства, времена и нравы изменились, прежние механизмы работают намного хуже, или вообще не работают. На клубные дни приходят до десяти соратников (раньше приходили десятки). Все вместе собираются только по большим датам или на Тургояк. И это не только в нашем клубе. Многие клубы вообще прекратили свое существование или существуют формально.
Клуб, устаревая, перестаёт играть свою основную роль – обучение вновь пришедших соратников трезвому и здоровому образу жизни. Поэтому нужны курсы по методу Шичко, нужны новые соратники, те, кому клуб необходим, как стартовая площадка в новую для них, трезвую, осознанную жизнь.
Вывод:
Клуб трезвости – необходим для новичков и для тех соратников, кто в клуб ходит, как к себе домой, кому в клубе хорошо. Они – и пример, и мотивация для новых соратников. Они – смысловой стержень любой беседы, проводимой в клубе. Им новички задают вопросы, на них равняются.
Создать команду
В существующих клубах активистов не так много. Но именно это меньшинство, эту группу активных соратников и необходимо сделать командой, передать им знания, сделать их преподавателями, способными проводить курсы по методу Шичко и создавать новые клубы трезвости, или работать с подрастающим поколением.
В крупном масштабе – создать команду лидеров трезвеннического движения, объединить их одной идеей и работать сообща в этом направлении, пусть каждый по своему, но работать.
Пока же, как правило, лидеры, созрев, отделяются и уходят, самостоятельно начинают заниматься внедрением в жизнь своих идей, собрав вокруг себя тех, кто их понимает.
Создавать команду – этому тоже надо учиться!
Одна просьба к лидерам:
Помните, уважаемые соратники, что дело у нас общее. Мы должны не «сжигать», а возводить мосты, общаться между собой, действовать скоординировано и сообща! Мы должны делиться опытом работы в новых условиях, учиться друг у друга, у молодёжи, делиться результатами, выбирать лучшее, наиболее эффективное и работать!
Когда мы разобщены, мы слабы и уязвимы! Только вместе мы – сила!С уважением, Людмила Астахова. г. Южноуральск.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Метод Шичко не способен улучшить плохое здоровье,которое часто и ведёт к приёму алкоголя.
Не соглашусь с Вами Михаил. Прочтите книгу А Ю Кривомаз — «Выбери жизнь » и вам станеn понятно что . метод годится не толmко для отрезвления, но и для улучшения здоровья. а в некоторых случаях и излечения от уже имеющихся болезней.
Метод Шичко почему-то не применяется в медицине,видимо,из-за неэффективности.Ведь если человек осознал вред алкоголя-бессмысленно писать об этом каждый день одно и то же.Надо воспитывать с детства трезвый образ жизни как единственно возможный. Тогда и не будет никаких срывов.
Медицина не заинтересована в здоровых людях. Тем более метод не медицинский, а педагогически.
А кто сказал, что нужно писать одно и то же? Слушатели пишут в своих дневниках разную правдивую информацию, которую они узнали на занятиях, тем самым закрепляя знания.
Но люди пьют часто потому,что вино улучшает их самочувствие.И их переубедить нельзя. В то же время есть люди непьющие и некурящие,а здоровье плохое с детства.И ничего не помогает. И как им быть-неизвестно.
Люди пьют алкоголь и вдыхают табачный дым только по двум причинам: 1 алкогольная запрограммированность. 2 Доступность алкоголя. Всё это доказал Шичко! Да есть люди не пьющие и не курящие но больные (почему они болеют в этом нужно разбираться индивидуально), но это не повод употреблять алкоголь и табак!
У многих больных в конечном счёте-слабая генетика.Разве им поможет метод Шичко?
Спасибо этому сайту, мне очень помогает этот метод. Я понял АПП и как мои родственники повлияли на меня. Социальное программирование на человека велико. Слово действительно ЖИВОЕ.
Причины срыва после обучения отказу от вредных
привычек по методу Г.А. Шичко
Мне известны подвижники, которые ездили по школам, городам и сёлам и помогали людям избавиться от вредных привычек. Через несколько месяцев они посещали своих выпускников и были огорчены тем, что все они сорвались. С тем же успехом этим занимаются наши соратники из МЗТС и пропагандисты из «Общее дело — здоровая Россия».
Я просил пропагандистов поработать сначала с педагогами и продолжать работать с теми из них, которые стали сознательными сторонниками трезвой жизни, помогая им в проведении занятий со школьниками и в создании школьного общества ТРЕЗВОСТИ. Но слышимость у них оказалась низкая.
В мае 1986 года, после сознательного отказа от алкоголя, я стал передавать свой опыт друзьям и знакомым. Вместе с ними при ДК Свердлова мысоздали клуб «Трезвость и перестройка», чтобы для отказавшихся от дурмана людей было место общения с единомышленниками. Только в 1990 году я узнал, что ГА. Шичко сказал: «Без клуба «Оптималист» мой метод не работает». А позднее стало известно о С.А. Рачинском, который в 19-м веке создал первое в мире
школьное общество ТРЕЗВОСТИ. (Это тема для отдельной статьи).
Первая причина срывов — отсутствие общества ТРЕЗВОСТИ, В ноябре 1988 году Н. В. Январский обучил 20 соратников и 180 зависимых от алкоголя и табака методу Г.А. Шичко. Со мной приехала капитан милиции Нонна Сергеевна, которая вела профилактику алкоголизма в вытрезвителе Кировского района г. Свердловска. Она посещала мои занятия в клубе «Трезвость и перестройка». И после второго занятия она сказала, что на занятиях в нашем клубе она узнала больше. Давай уедем. Я ей сказал, что полный зал ДК Ижмаш, в котором были члены клуба «Родник», заставляет меня остаться, чтобы выяснить причину такого успеха Н. В. Январского. В этой группе был «трижды герой ЛТП», который на 5-й день поведал, что до него дошло… и далее он рассказал о тех гадостях, которые он по пьянке творил. Это было глубоким раскаянием. Вечером, после занятий, я описал самые гадкие пьяные дела свои, от чего я испытал необыкновенную лёгкость, и написал анкету в стихах. На следующий день я посоветовал Нонне Сергеевне описать свои гадкие пьянки. В 4 утра она разбудила меня и прочла написанные стихи.
Тогда мне стало понятно, что означает в дневнике вопрос ПРОЯСНЁННОСТЬ СОЗНАНИЯ. Оез «трижды героя ЛТП» до меня бы это не дошло.
Вторая причина срывов — отсутствие глубокого покаяния и ПРОЯСНЁННОСТИ СОЗНАНИЯ.
Третья причина срывов — отсутствие достойного смысла жизни. Потребители ядовитых одурманива-ющих веществ — самоубийцы. Так их назвал в своей посдедней книге Ф. Г. Углов. Поэтому перед началом обуеенияя прошу слушателей ответить но главный вопрос:
Для чего мне нужна жизнь, свободная от вредных привычек?
Это является основой для надёжной мотивации на отказ от одурманивающих веществ.
Есть и другие причины срывов, но об этом в следующей статье.
Автор — Волков Владимир Николаевич.