Благотворная сила
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога». (Иоанн, 1:1-2)
Так начинается Святое Благовествование от Иоанна, данное человечеству.
Более 2000 лет прошло, но поняли ли люди истинное значение этого дара — Слова?
Если посмотреть на сегодняшнюю действительность: то, что происходит с русским языком, со словом, катастрофично. Речь загрязнена сквернословием, совершенно ненужными иноязычными словами; средства массовой информации перестали быть образцом правильной красивой речи, скорее наоборот; общение людей перешло в социальные сети, где используется крайне примитивный и исковерканный язык. А с какой целью используется слово? Часто — с целью манипулирования людьми, зомбирования, оболванивания.
Выдающийся психолог Лев Семенович Выготский отмечал, что язык не только формулирует, обозначает мысль, но и формирует мысль. Стоит задуматься, какие мысли формируются под воздействием того, что грязным потоком льется на наших детей и подростков. Кто-то может сказать: «ну, с этим ничего не поделаешь, в таком мире мы живем». На самом деле, дети живут в том мире, в тех условиях, которые создали для них взрослые. Подростки и молодежь как кривое зеркало всегда будут отражать состояние общества, мир взрослых.
Если мы думаем о будущем, начинать надо с себя. Поэтому сегодня я хочу вернуться к теме благотворной силы слова.
Вот что говорили о слове Святые Отцы: «Дар слова несомненно принадлежит к великим дарам. Им человек уподобляется Богу, имеющему Свое Слово» (Св. Игнатий Брянчанинов)
«Лучше камень бросить наобум, чем слово» (Преп. Нил Синайский)
«Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матфей, 12:36) «Божественная цель слова в писателях, во всех ученых, а паче в пастырях — наставление и спасение человеков» (Св. Игнатий Брянчанинов)
«Какое сокровище расточает человек, какой высокий дар повергает и попирает, какую могущественную и благотворную силу делает бездейственной и мертвою, или, напротив, злотворною, когда употребляет слово не для истины, правды и благости, но на празднословие, на срамословие, на ложь, на обман, на клевету…» (Митр. Московский Филарет)
В начале 20 века российские ученые научно подтвердили значение слова. Учение Ивана Петровича Павлова о высшей нервной деятельности человека и о 2-й сигнальной системе дало начало многим открытиям отечественных физиологов, врачей, педагогов.
2-я сигнальная система — это и есть слово, речь.
1-я сигнальная система — это то, что воспринимается органами чувств, через зрение, слух, обоняние и т.д.
Благодаря учению Павлова и последующим разработкам ученых сформировалась психотерапия советского периода, которая полностью базировалась на лечебном воздействии слова на организм и психику больного. Одним из основоположников отечественной психотерапии был Владимир Михайлович Бехтерев, многие положения его книги «Внушение и его роль в общественной жизни», выпущенной в 1903 году, актуальны и в наши дни. Ученик Бехтерева Константин Иванович Платонов в 1957 году издал монографию «Слово как физиологический и лечебный фактор», которая до сих пор является ценным пособием для специалистов. В книге подробно описывается, как под действием лечебного внушения у пациентов изменялись такие физиологические показатели как частота дыхания и сердечных сокращений, кожная чувствительность, болевые ощущения и др.
К плеяде ученых, изучавших высшую нервную деятельность и влияние на человека такого фактора как слово, относится и Геннадий Андреевич Шичко. В 1969 году вышла его монография «Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы», в которой были заложены основы новой науки — гортоновики. Геннадий Андреевич заговорил о том, что благотворное влияние слова не должно ограничиваться только лечебными целями.
Гортоновика — это новый термин, введенный Г А. Шичко, образованный от латинских слов hortatio — разные виды речевых воздействий и novo — обновлять, изобретать. По определению Шичко: «гортоновика — новая наука, занимающаяся изучением возможностей благотворного влияния на человека целенаправленной речью».
Гортоновическими, психологическими воздействиями можно помогать человеку не только с лечебной и воспитательной целью, но, по словам ученого, и «изменять отношение человека к учебе, ктруду, к семье, к спорту, к природе; можно проводить профилактику пьянства, алкоголизма, курения, наркомании, неврозов и т.п.; можно устанавливать совместимость между людьми, в т.ч. супругами; повышать успеваемость, производительность труда, интерес к полезным занятиям; можно содействовать мобилизации сил организма на скорейшее выздоровление и т.д.»
До конца своей жизни Шичко изучал, разрабатывал и применял на практике гортоно- вические методы благотворного влияния на человека. Он разработал гортоновический метод избавления людей от алкогольной и табачной зависимости. Все свои силы он бросил в первую очередь на работу с алкогольной и табачной проблемами, т.к. считал их главными причинами, которые тормозят развитие человека и искажают его сознание.
Г.А. Шичко писал: «Человек по своей природе отнюдь не склонен к плохому, каждый хочет добра и, если причиняет себе вред, то вследствие неведения или искажения сознания».
Сознание — самое ценное, что есть у человека, и что его делает человеком. Оно формируется с раннего детства под влиянием всего, что окружает ребенка, что он видит и слышит. Развитие сознания возможно только на основе достоверных, научных, истинных знаний; все ложное, уродливое, абсурдное, противоестественное затуманивает, искажает, деформирует сознание.
В настоящее время имеется много факторов, нарушающих и искажающих процесс развития сознания подрастающего поколения. Что мы можем этому противопоставить? Только Слово, несущее «истину, правду и благость».
Все, кто с помощью метода Шичко обрели трезвость и некурение, на себе испытали благотворную силу правдивого слова и применили эту силу для собственного освобождения.
Но трезвость не может быть целью, трезвость — это только необходимое условие для того, чтобы человек мог развивать свое сознание и действительно стать осознанным и культурным.
Хочется привести слова ГА. Шичко: «В наши дни правомерно считать самыми патриотическими и социально особо ценными качествами человека — трезвость и противокурение, потому что только с ними могут сосуществовать другие благородные свойства личности (патриотизм, гуманизм, интернационализм, правдивость, честность и т.п.). Трезвость и некурение являются основными условиями обретения объективного, настоящего (не иллюзорного!) счастья».
Поэтому так важно каждому очищать свое сознание от ложных программ и убеждений. Важно учиться тому, чтобы слово его стало словом «истины правды и благости». И очень важно, чтобы в сферы, связанные с просвещением, образованием, воспитанием, медициной, искусством, средствами массовой информации, приходили люди с чистым сознанием и владеющие силой благотворного слова.
Светлана Робертовна Григорьева,
врач-психотерапевт, Центр «Семья»,