Механизмы освобождения от зависимости, позволяющие объединить христианство и метод Шичко
Содержание страницы
ПОКАЯНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭТАП ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ЗАВИСИМОСТИ В МЕТОДЕ Г.А.ШИЧКО
В статье описывается подход к покаянию с точки зрения парадигм нравственно — ориентированной христианской и классической психологии. Анализируются механизмы освобождения от зависимости, позволяющие объединить оба подхода, как взаимодополняющие.
REPENTANCE AS A KEY STAGE OF EXEMPTION FROM DEPENDENCE IN THE METHOD OF G.A.SHICHKO
The article describes the approach to repentance from the point of view of the paradigms of moral — oriented Christian and classical psychology. The mechanisms of liberation from dependence are analyzed, which allow combining both approaches as complementary.
Keywords: repentance, passion, virtue, beliefs, programmedness, false beliefs, Christian psychology, classical psychology, Shichko method, alcohol addiction, drug addiction
Тема покаяния в классической психологии является значимой, но малоисследованной. Изучение покаяния и его благотворного воздействия на человека с точки зрения психологии представляется важной задачей, особенно при оказании психологической помощи лицам с синдромом зависимости. В этом вопросе может помочь обращение к опыту мировых религий. Обратимся к христианской религии, так как в христианстве феномен покаяния описан и изучен достаточноглубоко и качественно, и, что очень важно, представляет собой не теоретический конструкт, но реально работающее практическое явление, способное оказать помощь человеку.
Феномен покаяния является ключевым в жизни христианина. К покаянию призывает в Евангелии сам Иисус Христос, Иоанн Креститель и Апостолы: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф. 3;1-2), «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4;17), «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». (Деян. 17;30).
Термин покаяние происходит от древнегреческого «метанойя» (|iexavoia) (в дословном переводе «изменение мыслей, ума»), в основном, применяется как богословский термин — изменение как направленности мышления, так и образа жизни от расположенности к греху и страстям в устремлениик добродетели и к Богу, к нравственной жизни по Заповедям Божиим. Подобное преображение осуществляется не одним только человеком по его собственной воле, но является сакральным актом (таинством), совершаемым при помощи и содействии Святого Духа. «Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, — и вра- чевство, подаваемое Им, всемогуще» (Святитель Игнатий Брянчанинов)[1].
Согласно христианской антропологии, в результате повреждения первородным грехом, природа человека из ангелоподобной, то есть бесстрастной, нетленной и бессмертной стала страстной, тленной и смертной. Страсть это устойчивое и сильное влечение человеческой воли к греху. Иными словами, страсть — это грех, перешедший в навык, в привычку. «Страсть — это порок от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Епископ Варнава) [2].
С точки зрения христианства наркомания и алкоголизм относятся к первой из восьми греховных страстей, присущих человеческой душе — страсти чревоугодия, освобождению от которой способствует покаяние и добродетель воздержания, проявляющаяся в отчуждении от плотских страстей и принятия греховных помыслов.
Непрерывное покаяние способствует постепенному искоренению страстей (чревоугодия, похоти, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости), вследствие чего происходит трансформация из «ветхого» человека в человека «нового» и наполнение души качествами добродетелей (воздержания, целомудрия, нестяжания, кротости, надежды, трезвения, смирения, любви). Блаженный Феофилакт Болгарский в «Толковании Евангелия от Луки» поясняет: «Достойные плоды покаяния» — составляет не только удаление от зла, но и упражнение в добре; ибо совершение добра есть поистине плод и порождение покаяния» [3].
В результате человек может обрести состояние бесстрастия по отношению к греху: «Бесстрастие не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, чтобы не принимать их в себя» (Исаак Сирин) [4].
В христианской психологии покаяние («метанойя») — действие, с которого начинается процесс духовно-нравственного преображения: последовательное изменение вектора направленности сознания человека из внешнего мира во внутренний мир своего сердца и души, а затем, расширение сознания в направлении Бога. В основе покаяния лежит действие совести, как инструмента исполнения высшего духовно-нравственного закона. «Совесть — голос Божий в душе человека. Весть идет от Бога, согласие — от человека» (Т. А. Флоренская) [5].
При покаянии человек концентрирует внимание на состоянии своей души и даёт объективную оценку собственной подверженности страстям, проявляющейся в виде порочных реакций, наклонностей, пристрастий, привязанностей, зависимостей и качеств, характерных для состояния эгоизма.
«Начавшись на поверхностном уровне ощущений и мышления, в процесс анализа ипознания в ходе покаяния постепенно вовлекаются все внутренние структуры психического бытия: чувство, интуиция, память, субъективные компоненты, аффекты и вторжения, вплоть до индивидуального и коллективного бессознательного (душевно-духовного)» [6] — таким образом претерпевает изменение когнитивнаясферачеловека.
Хотя тема покаяния в классической психологии не исследована, с такой глубиной, как в христианской, покаяние имеет отношение к таким феноменам, как «совесть», «прощение», «благодарность», действие которых исследовано с точки зрения их благотворного влияния на человека.
Совесть, согласно словарю В. Даля «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла». Понятие «совесть» связано с мировоззрением человека. Основной функцией совести является нравственная регуляция поведения человека.
У. Джеймс отмечает роль феномена совести: «Благодаря пробуждениям совести происходит духовное обновление каждого из нас» [7].
В. Франкл оценивал совесть как проявление уникальности и индивидуальности каждого человека: совесть, функционирующая на бессознательном уровне, способна уловить уникальный смысл жизни, скрытый в каждом человеке [8].
Прощение — процесс, дающий исцеление от психологических травм и обид. Проявления прощения в межличностных отношениях могут быть определены как принятие другого, решение отказаться от негативных мыслей, эмоций и поведенческих проявлений в отношении индивида, нанёсшего незаслуженную обиду и решение о поощрении положительных мыслей, поведенческих проявлений и эмоций в отношении обидчика.
Прощение понимается как личностный смысл (В. Франкл) [8], «как исцеление, где может помочь любовь, а не принятие наказания» (Э. Фромм) [9].
Благодарность — это «чувство признательности за оказанное добро», согласно «Толковому словарю русского языка» Д. Н. Ушакова.
Е. П. Ильин рассматривает чувство благодарности как коммуникативную эмоцию, возникающую на основе потребности в общении, как положительное отношение к другому человеку за оказанную субъекту услугу [10].
Исследования феномена переживания благодарности свидетельствуют о его значительном терапевтическом ресурсе: испытывающие благодарность чаще используют конструктивные копинг-стратегии: инструментальное поведение, поиск социальной поддержки и социальных ресурсов, проявляют целеустремленность в решении проблем и достижении успеха. Психотерапевтический эффект переживания благодарности может выражаться в перестройке мыслей на позитивный и продуктивный лад и изменении мировоззрения в целом — принятие жизни во всех ее аспектах [11].
Таким образом, в христианстве и нравственно-ориентированной христианской психологии избавление от любой страсти, в том числе страсти чревоугодия (а именно алкоголизма и наркомании), возможно при содействии Святого Духа и участии человека в Таинствах и непрерывном покаянии через выявление порока, сосредоточение на пороке, и утверждении в добродетели воздержания, взошедшей в навык и привычку.
Рассмотрим современный подход к проблемеоказания помощи при освобождении от алкогольной и наркотической зависимости. Основным критерием эффективности такой помощи является длительность ремиссии и отсутствие срывов.
Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) алкоголизм и наркомания относятся к психическим расстройствам и расстройствам поведения, в том числе к комплексу симптомов, объединенных понятием — синдром зависимости, где феномен зависимости определятся как «непреодолимое желание».
Согласно концепции зависимой личности В. Д. Менделевича [12] существуют общие характеристики зависимой личности: низкий уровень самосознания, неуверенность в себе, преобладание избегающей мотивации, экстернальный локус контроля. Рассматриваются биологические, психологические, а также со- циальныепричины зависимости, когда употребление алкоголя связано с социальными взаимодействиями и носит ритуальный характер [13]: употребление алкоголя в силу семейных, национальных, религиозных или корпоративных традиций, использование химических или нехимических средств значимым социальным окружением [14].
Однако, вне зависимости от причин употребления — последствия регулярного приема алкоголя одинаковые: возникает алкоголизм с прогрессирующей психической деградацией и ухудшением состояния здоровья.
На сегодняшний момент лечение алкоголизма включает два основных этапа: первый, медикаментозный, имеющий задачу преодоления физической зависимости: алкогольная детоксикация и устранение синдрома отмены и его осложнений.
Второй этап — противорецидивная терапия, в которой выделяют фармакологический (основной) и психологический (вспомогательный) подход, состоящий, чаще всего, из когнитивно-поведенческой терапии, суггестивных процедур (кодирование, гипноз).
В современном подходе к освобождению от алкогольной зависимости:
Достоинство- высокая эффективность первого, детоксикационного, этапа;
Норма — умеренное употребление алкоголя, не отягощённое наличием психологической зависимости от него;
Особенность — направленность воздействия связана с преодолением физической и психологической зависимости от психоактивных веществ;
Эффективность -невысокий процент ремиссии: по данным исследований эффективности и качества наркологической помощи в РФ у больных алкоголизмом в период 2010-2013 г долгосрочная ремиссия (свыше 2 лет) не превышала 9,5% [15].
Таким образом, в классической психологии и медицине избавление от зави- симостиот психоактивных веществ заключается в детоксикации, направленной на снятие физической зависимости, и противорецидивной терапии, включающей в себя медикаментозную и психологическую помощь, направленные на снятие психологической зависимости различными методами и техниками.
Попытку выявить причины зависимости делает теория психологического программирования, предложенная советским физиологом Г. А. Шичко в 80-е годы прошлого века.
Суть данной теории состоит в том, что с раннего детства у ребенка, под влиянием примеров употребления и положительного отношения к алкоголю социального окружения, формируется запрограммированность на употребление спиртных напитков, которая является причиной первого и последующих употреблений как алкоголя, так и других наркотиков.
«Психологическая запрограммированность — это искаженность сознания человека проалкогольными измышлениями, возникающая под действием социальной среды, побуждающая его совершать объективно неоправданные, противоестественные и многосторонне вредные поступки — пить отравляющие жидкости, содержащие яд и наркотик этанол» [16].
Шичко предлагает определение: «алкоголизм — это психологическое страдание, основными признаками которого являются питейная запрограммированность, привычка к употреблению наркотика, потребность в нем и поглощение его.
Питейная запрограммированность, состоит из установки на употребление спиртного, программы («что пить?», «сколько?» «где?») и проалкогольных или ложных (питейных) убеждений.
Убеждения — это форма направленности личности, которая выражается«в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение» [17].
«Питейное убеждение — твердая уверенность в том, что питье спиртного нормальное, оправданное, неизбежное, важное и даже необходимое в нашей жизни занятие» [16].
Питейные убежденияобщепринятые: «хорошее красное вино полезно для здоровья», «человек должен уметь пить культурно», «алкоголь веселит, расслабляет, сближает, снимает стресс», «алкоголь согревает в холод, растворяет холестериновые бляшки» и т. д.
Существуют индивидуальные или профессиональные питейные убеждения: «алкоголь выводит радиацию», «покупая алкоголь я повышаю обороноспособность страны», «алкоголь стимулирует творческий процесс», «не пьют только шпионы» и т. д.
Главная задачаосвобождения от зависимости — уничтожение питейных убеждений и выработка трезвенных. Шичко предлагает перенести проблему за- висимостииз области медицины в область педагогики и психологии: убеждения невозможно уничтожить лекарствами — они могут измениться вследствие изменения сознания, под влиянием психологического воздействия.
Согласно теории Г. А. Шичко, целью любых противоалкогольных мероприятий должно быть не умеренное или культурное употребление, путём которого происходит программированиедетей, а полная трезвость, предпочтительно, сознательная, выбранная человеком самостоятельно, осознанно и осмысленно. «Только полное освобождение сознания от тяжелого и грязного бремени проалкогольной запрограммированности, особенно от питейного убеждения, способно сделать алкоголика пожизненным трезвенником» [16].
Ограждая детей от программирующего воздействия окружающей средыв течение нескольких поколенийвозможно рождение людей с отсутствием питейной запрограммированности, для которых трезвость — естественное состояние.
Инструментами при работе с запрограммированностью по методу Шичко является:
- лекции, на которых объясняются механизмы возникновения, развития зависимости и пути освобождения от неё; происходит получение научных знаний об алкоголе, последствиях его поглощения; изучение теории психологической запрограммированности, разъяснение ложных убеждений. «Требуется серьезно заняться своим сознанием, освободить его от ложных взглядов, представлений и понятий и насытить правдой о спиртных напитках и последствиях их поглощения» [16];
- чтение и обсуждение противоалкогольной литературы, участие в дискуссиях;
- самостоятельноеежедневное написание перед сномспециальных дневников, отражающих процесс изменения убеждений и своего отношения к спиртному, к себе и близким.
С помощью дневников происходит разрушение ложных питейных и формирование новых трезвенных убеждений. Поэтому метод Шичко и называется — «метод самоизбавления».
Уничтожению программы и установок способствует написание аутоанамнеза — подробного описания программирующих ситуаций в детстве; факторов, приведших к первому употреблению; момента принятия решения о первом употреблении, реакций организма на первые отравления; процесса привыкания к алкогольному яду, развития и попыток избавиться от зависимости; перенесенных страданий личных и близких, анализ поступков, совершенных в состоянии опьянения и их последствий; ухудшение здоровья, как следствие употребления, материальные потери.
В процессе письменной работы с дневниками человек концентрирует внимание событиях своей жизни, постепенно приходя к осознанию, что алкоголь на самом деле никогда не приносил радость и счастье емуи его близким, а сам он начал употреблять в состоянии искажённого сознания; осознает сколько времени потеряно, сколько горя и страданий принесено близким.Ранее спящий, «голос совести», побуждает к покаянию за свою прошлую жизнь, прощению тех, кто нанёс обиды, переживанию чувстваблагодарности близким, дает надежду на исцеление.Происходит смена убеждений — «перемена ума». Разрушается запрограммированность на употребление алкоголя. Результатом является решение о принятии сознательной трезвости. Употребление спиртного становится невозможным по причине бессмысленности и абсурдности этого процесса, как следствие изменения убеждений.
В подходе к освобождению от алкогольной зависимости по методу Шичко:
Достоинство — высокая эффективность, обусловленная длительностью ремиссии и отсутствием срывов;
Норма — абсолютная трезвость, обусловленная отсутствием запрограммированности, употребления, физической и психологической зависимости от психоактивных веществ;
Особенность — направленность воздействия, связана с преодолением запрограммированности (питейных убеждений, программы, установки);
Эффективность — при соблюдении рекомендаций по ведению дневников составляет 60-70% [18].
Таким образом, согласно теории психологического программирования, избавление от зависимости от психоактивных веществ заключается в освобождении от запрограммированности путем устремления локуса внимания на причины употребления, письменного анализа и покаяния в поступках, совершенных в состоянии запрограммированности и употребления, разрушении питейных убеждений и формировании новых трезвенных убеждений и утверждение в них.
Очевидно, что при решении проблемы зависимости целесообразно использовать комплексный подход, сочетаядуховную, психологическую и медицинску- юпомощь.
Так, на этапе противорецидивной терапии зависимостей представляется уместнымиспользование идуховно-ориентированной христианской психологии и метода Г. А. Шичко.
Существующие разработки в данном направлении весьма эффективны.
Так, Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» (председатель протоиерей Игорь Бачинин) использует и распространяет на приходах метод Шичко как инструмент помощи зависимым и созависимым: проводятся лекции, встречи, семинары, конференции, открываются общества трезвости на приходах.
Данная деятельность, происходит, в основном, «в церковной ограде». Вследствие чего помощь может оказаться не доступной, например, страдающим от зависимостей представителям нехристианских религий, людям с атеистическим мир овоззр ением.
Святые апостолы, проповедуя среди неверующих и язычников, покидали церковные пределы, тем самым подавая пример!
Помощь зависимым любого вероисповедания и мировоззрения предполагает программа психологической коррекции по методу Г. А. Шичко, разработанная в 1995 г. психологом В. А. Дружининым (фонд «Трезвое поколение Урала», ранее «Фонд Трезвости им. Геннадия Шичко», г. Екатеринбург).
Программа содержит по 50 дневников по каждому виду зависимости: алкогольной, табачной и наркотической.
Через всю программу «красной нитью» проходит тема христианства (раскрытие понятий грех, страсть, добродетель, молитва, покаяние, таинства, прощение, любовь), что делает программу не только инструментом освобождения от зависимости, но и средством проповеди христианских ценностей.
Часто, при работе с дневниками человек принимает решение продолжить- борьбу с иными страстями и воспитание в себе добродетелей: прежде неверующий человек обращается к Богу, начинает посещать Богослужения, участвует в Таинствах, принимает участие в строительстве храмов, делах милосердия.
Можно констатировать, что работа с дневниками по методу Шичко — это одна «большая исповедь», благодаря которой человек начинает слышать «голос совести», дающий толчок к покаянию.
Анализируя благотворное воздействие покаяния при освобождении от алкогольной зависимостив духовно-ориентированном подходе и по методу Г. А. Шичко, можно провести параллели между пребыванием человека в зависимом состоянии от страстипьянства и состоянием психологического страдания при синдроме зависимости; между состоянием бесстрастия по отношению страсти пьянства и состоянием сознательной трезвости, расцениваясознательную трезвость как добродетель.
В результате подобного сравнения, становится очевидно, что поощрение культурного или умеренного употребленияалкоголянедопустимо, как недопустимо поощрение культурного или умеренного совершения любого греха: например, гнева, воровства, прелюбодеяния, убийства.
Таким образом, при применении метода Г. А. Шичко в освобождении от зависимостей возможно: повысить эффективность современной наркологической помощиза счёт достижения состояния сознательной трезвости и отсутствия срывов; позволитьисключить фармакологический подход на противорецидивном этапе, что может расширить сферу применения метода и перечень структур, оказывающих помощь зависимыми лицам; использоватьсинергетическое взаимодействие с духовно-ориентированным подходом, о чём свидетельствуетмно- голетний опыт практической деятельности.
Черных Елена Александровна, магистрант РХГА tm2(СОБАКА)yandex.ru
Научный руководитель доцент Смолова Л. В.
ЛИТЕРАТУРА
- Епископ Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 1. — Екатеринбург: Сибирская благозвонница, 2012.
- Епископ Варнава (Беляев) Основы искусства святости. Том 1. — Нижний Новгород: Издание братства во имя святого князя Александра Невского, 1998.
- Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки. — М.: Сретенский монастырь, 2018.
- Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 48. — М.: Даниловский благовестник, 2018.
- Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
- Яцкевич К. В. Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии. Учебно-методическое пособие. — Минск, 2014.
- Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. — М.: 1991. — С. 330.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: 1990.
- Фромм Эрих. Иметь или быть?- Киев: Ника-Центр, 1998. — 400
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2011.
- Кислица Г. К. Исследование феноменологии переживания благодарности // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. № 3
- Руководство по аддиктологии, под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. —768 с.
- В. Г. Белов, прот. Г. Григорьев, В. А. Кулганов, Ю. А. Парфенов. «Профилактика аддиктивного поведения: опыт медико-психологического исследования и богословские основания», Спб, Издательство РХГА, 2016. —427 с.
- Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная психологическая академия. 1995. 366 с.
- Кошкина Е. А., Киржанова В. В., Гусева О. И. Мониторинг и оценка
эффективности наркологической службы в условиях ее модернизации: проблемы и пути их решения // Социальные аспекты здоровья населения. 2014. № 6. URL:
- Дроздов И. В. Геннадий Шичко и его метод. — М.: Философская книга, 2014. — 256 с.
- Рыжковская Т. Л. Основы психологии и педагогики: учебно-методический комплекс — Минск.: Издательство МИУ, 2010. — 441 с.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Тимофей,доброго времени суток! От всего сердца благодарю за эту информацию…Многое открыла для себя…благодарю…
Здравствуйте Елена . Спасибо за комментарии.
Отличная статья, Тимофей! Вы молодец, что опубликовали её здесь, на своем сайте! Как говорил один из наших, ушедших в иной мир, старых преподавателей, Анатолий Меняйло: «Метод Шичко — это сжигание своих пороков в огне разбуженной совести!» Метод Шичко — это метод покаяния перед собой, перед близкими, перед своими рожденными или нерожденными детьми, перед Создателем… Ведь вроде бы и нет прямой вины человека в том, что он пьет, а сколько бед натворил, сколько судеб испортил, сколько жизней отнял, сам того не осознавая!
И главное в методе Шичко — не только покаяться, но и исправить все в своей жизни, начиная с себя, через очищение сознания, через изменение своих старых убеждений… Как говорится: «Кайся и больше не греши!»