Страсти по Шичко
Наверное, нет другого такого вещества во всей истории человечества, как алкоголь, о котором была бы столь противоречивая информация и которое столь мощно воздействовало: на человечество. А самое загадочное – это, безусловно, его многогранность. В нём против и за сосуществуют удивительным способом. Алкоголь объединяет и разъединяет. Сначла мирит людей, а потом их может ссорить до физического уничтожения; обогащает казну и обедняет семьи. Будучи мощным иммунодепрессантом, почему-то рекомендуется для снятия стресса. Будучи вредным для слизистой оболочки желудка, применяется почему-то для возбуждения аппетита. А ведь алкоголь быстро всасывается в кровь, необратимо повреждает клетки мозга, печень и другие органы.
Однако все это не мешает в торжественных случаях использовать алкоголь в самых сердечных пожеланиях здоровья друзьям, родственникам, коллегам. Изделие, имеющее столь негативное воздействие на здоровье человека, давно поднято на самую вершину шкалы особо положительных эмоций и почётных событий. Почему так случилось? Почему сложилась такая парадоксальная ситуация, когда ядовитый продукт (таким он является по определению Всемирной организации здравоохранения) нашёл мощную сферу потребления среди всех слоёв населения — бедных и богатых, старых и молодых?
Поиску ответа этому вопросу посвятил всю свою жизнь выдающийся ленинградский учёный Геннадий Андреевич Шичко. Работал он 30 лет в НИИ экспериментальной медицины Академии медицинских наук СССР.
ЕГО имя известно всей стране. Он не применял лекарств, не пугал обещаниями о смерти, не шантажировал божественным наказанием, не обвинял в безволии, не заставлял каяться своих «пациентов». Он им возвращал достойную жизнь только одним средством: простым, научно-доступным и правдивым словом об алкоголе. Он убеждал страдающих от алкоголизма в отказе от потребления алкоголя правдой. Просто и невероятно эффективно.
Содержание страницы
ПЕРФОЛЕНТА В МОЗГАХ
ОН внедрил новый способ понимания проблемы алкоголизма, называя его впервые не заболеванием или виной пьяницы, пороком человека, а его бедой – печалью общества. В отличие оттого, что утверждалось в современной медицине и тысячелетиями навязывалось церковью, Шичко говорил, что «алкоголики – жертвы распространённого в стране потребления спиртных напитков», их личная вина невелика. Подобно тому, как неизбежное следствие войны – калеки и убитые, так закономерными жертвами алкоголепотребления являются пьяницы и алкоголики.
Своим кропотливым изучением культурологической основы употребления алкоголя в рамках национальной культуры Г.А. Шичко сумел выявить структуру «опорных точек» проалкогольной идеологии и динамику прививания в человеке с малых лет питейной убеждённости как своеобразный культурный гипноз, который сопровождает его до конца жизни. Он объяснил, что у человека инстинкт самосохранения гасится в добровольно-принудительном соблюдении якобы безобидных питейных национальных традиций. Он доказал, что традиции, культура и быт народа, в которых допускается винопитие на праздниках, обрядах, в быту, это почва для развития алкоголизма через промежуток «культурного пития». Те же тосты, то же «уважение» традиции, те же радость, горе, стресс – все на спирту. И не важно уму, что его отвергает организм: тошнота, рвота, головокружение, потеря равновесия, памяти, а то и сознания и достоинства — разницы нет. Отчего болеют, тем и лечатся в полном убеждении, что «так надо», «так было всегда». Алкогольная проблема, утверждал Шичко, по преимуществу идеологическая – проблема знаний, взглядов и убеждений.
Родители нынешней пьяной молодёжи, шатающейся на улицах страны с бутылкой пива в руках с самого утра, на вечеринках в школах и в институтах, говорят в полном недоумении: «А мы же не так пили…», не понимая, что дело не в дозах, а в самом занятии. Проалкогольное убеждение, что пить «в меру» даже полезно, вместе с привычкой потреблять алкоголь обессиливают их способность помочь собственным детям. А как прервать замкнутый круг?
«КТО ЕСТЬ КТО»
Г.А. ШИЧКО внимательно изучал не только алкоголизм и алкоголиков, но и всю систему элементов взаимодействия в распространении пьянства. Этому способствовала его удобная «Классификация людей в зависимости от их отношения к алкогольным напиткам» в прекрасной научной работе «Разработка индивидуального психофизиологического подхода к избавлению от алкоголизма» 1981 года. Он делит человечество на 8 групп, которые отличаются друг от друга критериями отношения потребления алкоголя вообще, и позволяет каждому объективно осознать свою позицию и роль в обществе относительно этой темы. Иными словами, Шичко утверждает, что существует широкая алкозона, в которой почти каждый из нас находится и выполняет, в основном неосознанно, программу культуры винопития, и этим создаёт предпосылки более крутого варианта — алкоголизм. Он писал:
«У каждого человека имеется своя критическая программа поглощения спиртного, превышение которой приводит к алкоголизму. Никто из пьющих не знает свою критическую программу, к тому же она со временем изменяется». Классификация ещё и поможет понять, как человек скатывается из одной категории в другую.
По мнению Шичко, больного ни таблетками, ни уколами, ни страхом, ни «неупываемыми чашами» Богоматери вылечить нельзя. Он считал, что при помощи правдивой информации об алкоголе ложь должна быть выведена из разума каждого. Мировоззрение меняется, все становится понятно и преодолимо.
О ВРАЧАХ И ЦЕРКВИ
Многое изменилось в новой концепции здравоохранения в понимании роли и ответственности больного перед собственной болезнью, в новом моделировании лечебной профилактической помощи населению. Но сами медики неспособны шагать в «будущее» столь быстро, как обязывают их пациентов рынок и новые законы. Ведь повышение сознания гражданина о сохранении собственного здоровья предполагает, в какой-то степени, и переосмысление роли и ответственности врача перед обществом в перестройке образа жизни населения. У населения в основном не хватает ни больниц или диагностической аппаратуры, а просто знаний ведения здорового образа жизни.
Но не выделяется ярко основная масса врачей в просвещении здоровых и больных в вопросах здорового образа жизни на фоне громкой и наступательной рекламы алкоголя и табака! Потому остаются неизбежно и на совести медиков слезы невинных детей тех пьяных родителей, которым сами врачи рекомендуют выпить сто граммов за здоровье своих сосудов, и которые успешно пошли дальше… а с них потом эти же дети будут брать пример.
Также по большому счету не слышна гражданская боль педагогической общественности. А ведь именно в трудах Г.А. Шичко для врачей и педагогов раскрываются огромные ресурсы эффективной работы по предупреждению алкоголизма.
Г.А. Шичко был по духу истинным государственником, по-настоящему любящим свою страну и свой народ. Он прекрасно понимал, что обеспечить стране высокую безопасность может не только преданный ей умный народ, но и народ, сознательно здоровый. Потому так глубоко переживал о народных потерях, связанных с алкодеградацией. И был прав.
Г.А. Шичко опровергал мнение многих о большой отрезвляющей роли христианской церкви. Неоднократно подчёркивал, что церковь считала вино даром Божьим: по ее мнению, употребление спиртного полезно, если принимается в меру при болезнях, после «тяжких трудов или для большего веселья во славу Божию». Кагор, креплёное вино, на этикетках которого изображения святых, нередко даётся даже маленьким детям. А ведь ещё в девятнадцатом веке стало известно, что алкоголь – это протоплазматический яд, который при попадании в кровь тромбирует капилляры, склеивая эритроциты, разносящие по телу кислород и питательные вещества. Потому усталость всё-таки разумнее снять простым физическим отдыхом и сном.
ШИЧКО И «ПОСЛЕ-ШИЧКО»
ИССЛЕДОВАНИЯ и открытия Г.А. Шичко изложены в научных трудах, среди которых его кандидатская диссертация «К вопросу о высшей нервной деятельности взрослого человека» и его фундаментальная монография «Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы», наполнили вместе с его многочисленными материалами для ЦК КПСС, Госплана СССР и средств массовой информации Павловское понятие «вторая сигнальная система» конкретным научным содержанием.
Он был новатором, вдумчивым и сосредоточенный экспериментатором, учёным, глубоко преданным человеческому роду. Помимо научной деятельности, Геннадий Андреевич безотказно помогал всем, кто к нему обращался. Он читал лекции о предупреждении алкоголизма и табакокурения, но от своих пациентов не принимал ни деньги, ни даже цветы.
Остались интересные фрагменты его живой речи и некоторые документы для практической работы, среди которых очень значимый «Маленький словарь трезвенника», план написания аутоанамнеза алкоголика, форма дневника самоизбавления от алкоголизма и другое. Учеников, им лично целенаправленно подготовленных, не было, как и не было основанной им «школы»«по методу Шичко.», Однако столь яркие результаты, которых он добивался своими лекциями, восстанавливая личности самых «безнадежных» пациентов и семейные очаги, не только принесли ему славу во всей стране, но и породили ещё при жизни немало самозванных «учеников» и вместе с ними соответствующие проблемы.
В своей непростой жизни он выстрадал многие события, связанные с войной, на которой героически сражался под Сталинградом. В послевоенное время нелегко было ему, как любому открывателю, преодолеть сопротивление к новым подходам научной и партийной общественности, пропитанной старыми стереотипами. Но больше всего его огорчали факты искажения его мыслей со стороны «энтузиастов-учеников», лекции которых распространялись с невероятной быстротой по всей стране. Они заключались в приблизительной имитации деятельности и речи Шичко, с допуском множества ошибок и откровенных нелепостей, которым сам Геннадий Андреевич энергично сопротивлялся, Об этом он написал незадолго до смерти в более чем убедительной статье «Против абсурдизма в антиалкогольной пропаганде». В ней по строгой и безупречной логике, совершенно понятно для всеx желающих разобраться а его истинных взглядах, изложил свою позицию по поводу некоторых выступлений известных наркологов, журналистов и других деятелей по данной теме. В статье также прокомментировано содержание некоторых выступлений по антиалкогольной теме, вызывающее у него настоящее расстройство, одного из самых ярких представителей трезвеннического движения В.Г. Жданова, который не так давно самовыдвигался в советники Президента Бурятии по борьбе против алкоголизма.
После его смерти ситуация не улучшилась. В образованном вакууме, как грибы после дождя, появились «школы», стало больше и стихийных лекторов, ведущих курсы избавления от алкоголизма и табакокурения по «методу Шичко», которого не было никогда. Автор просто не написал его как научный труд.
На этих лекциях за трезвость, проходящих под знаком «метода Шичко», к великому сожалению, к ряду явных искажений научного и идеологического подхода учёного, ещё появилась совершенно недопустимая практика внедрения элементов религиозных обрядов (как воцерковление, исповеди, причастие, покаяние и т. д.) и политического агрессивного популизма. Ораторскую агрессивность, несоблюдение этикета общения, что часто характеризует нынешних активных борцов за трезвость, действующих в рамках влияния церкви, Геннадий Андреевич откровенно презирал.
Но ведь никому не запретишь вести пропаганду трезвости, организовывать курсы и читать лекции против потребления алкоголя или табака, и тем, кто добивается хороших результатов, желаем дальнейшего успеха. Однако мы теперь стали часто читать о больших исторических традициях трезвления церкви. Упоминаются неоднократно большие личности, как А. Рождественский, И. Кронштадтский, Ф. Орнатский, С. Рачинский, которые боролись за трезвение людей благодатным воздействием церкви. Возникает вопрос: почему сегодня церковь пользуется мыслями и «методом» Г.А. Шичко, у которого в отношении христианства и его винопития «во славу Божию» были совершенно противоположные взгляды? Зачем вооцерковленным руководителям курсов по «методу Шичко» спекулировать на имени учёного, извращать контекст его цели, которая была сугубо светской и государственной? Приятно, конечно, что мощь уникальной и бесценной мысли Г. А. Шичко прорывается даже при самых удачных попытках исказить и фальсифицировать основу его идеологии и науки. Тем не менее, все те, кто прикрывается его славным именем, чтобы протолкнуть интересы отдельных группировок или любых общественных объединений, пусть и на благо народа, совершают аморальный поступок.
Имя Г. А. Шичко сегодня синоним неоценимого вклада в знание о человеческой психологии и человеческих ресурсах. Его труды сейчас особенно востребованы обществом и государством, и никому не разрешено затемнять память об этом замечательном ученом.