Открыть меню

Есть ли потребность в алкоголе и табаке?


Публикация в группе: Новости трезвости

Дорогие соратники, коллеги! Мне пришло письмо от К.Г.Лотенкова с его статьёй : «Метод Шичко. Настоящее, прошлое, будущее«. Я в своём ответе не стала касаться темы сплочённости или разобщенности наших рядов, потому что, несмотря на имеющиеся теоретические и даже политические разногласия и, порой, непримиримую критику, мы делаем одно дело и относимся друг к другу с уважением. Я не буду доказывать, что Оптималист не только жив, но и уверенно встаёт на ноги. Я посчитала нужным развернуто ответить на утверждение автора письма, что наши преподаватели не знают даже, что такое потребность. Я так не считаю, потому что большинство наших преподавателей прошли хорошую школу, имеют большой опыт в работе по методу Шичко. Но мне захотелось поднять тему «Потребность» и разобраться в некоторых наших общих заблуждениях.  И побудили мня к этому опять же статьи Е.Г.Батракова, которые заставили меня думать и искать доказательства его правоты или наоборот… Я думаю, что в моей статье есть ответ на вопрос Надежды Александровны.

Почитайте, подумайте. Л В Астахова

Потребности и мотивации

Уважаемые коллеги. Кирилл Лотенков в своей статье «Метод Шичко. Настоящее прошлое и будущее» пишет не только об отсутствии единства в рядах трезвенников, но и о недостаточной компетентности действующих преподавателей, которые, якобы, не имеют понятия даже о том, что такое потребность. Я не стану утверждать, что это так, но как психолог, хочу просто напомнить, что же это такой «за зверь» — потребность, с которым так трудно справиться?

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C – по этой ссылке Вы найдёте статью о потребностях. Рекомендую её внимательно изучить. Я скопировала только определения и некоторые тезисы, которые я посчитала важными, касающимися нашей работы по методу Шичко. Синим курсивом я выделила свои комментарии.

«Потре́бность, нужда́ —
внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов».

«Потребности человека представляют собой самую неоднозначную категорию исследования и обуславливаются, помимо, общей с животными, первой сигнальной системы, наличием сложной психической организации, представленной второй сигнальной системой — мышлением и речью».

    Первой сигнальной системой обусловлены все физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в группе себе подобных (стадный инстинкт) – тоже, кстати, создает чувство безопасности. От физиологических и других врождённых потребностей, обусловленных инстинктом самосохранения, избавиться нельзя, да и незачем. Изменить отношение к этим потребностям и способы их удовлетворения (мотивы) можно.
Далее следуют социальные потребности: любовь, дружба, уважение, признание, труд… где больш
ую роль уже играет и вторая сигнальная система, хотя и первая сигнальная система тоже имеет немалое значение. У млекопитающих эти потребности в безопасности, в любви, в привязанности, в дружбе тоже проявляются в разной степени.
Социальные потребности формируются окружением, социумом. Они есть даже у маленьких детей. Их можно формировать и корректировать с помощью той же второй сигнальной системы (слова), с помощью ориентации на истинные ценности (рассчитанные на удовлетворение всех  потребностей человека – от физиологических до духовных), и личным примером, как это делают все животные – первая сигнальная система.
Кстати, как вы знаете, слова могут только подтверждать пример взрослого. Если слова расходятся с делом (у одного и того же человека), они будут бесполезными. Инстинкт подражания (врождённая потребность делать так, как делают взрослые), сильнее слов!

    Духовные потребности определяются уже не только второй сигнальной системой, но и чувством интуитивного единения с внешним миром, с природой, осознанным общением с высшим Разумом, стремлением к самосовершенствованию, к самоопределению и самореализации (проявление в действии всех своих способностей и талантов, вне зависимости от их одобрения и принятия социумом (уважение, признание – это уже пройденная ступень)).
Духовные потребности формируются с детства, в семье, в учебных заведениях. Многие из этих потребностей начинают реализовываться с малых лет, например, потребность в творчестве. Но в этом возрасте развитие способностей часто зависит от оценки взрослых и сверстников, на которую детей ориентируют школа, различные «шоу» и родители (оценка должна быть хорошей). Вы видели, как гаснут глаза детей, которым не удалось победить в том или ином из многочисленных конкурсов-шоу? Но это – отдельный разговор.
Я не во всём согласна с А.Маслоу, который утверждает, что более высокие ступени потребностей в его пирамиде не могут быть удовлетворены, если не удовлетворены низшие. Ведь бывает же, что человек, лишенный многого, начинает развиваться духовно. Как вариант: человек САМ меняет отношение к своим насущным потребностям, удовлетворяет их минимально, развиваясь духовно. Но здесь тоже можно поспорить. Мне кажется, что развитие должно быть гармоничным. Любой «перекос» — во вред либо душе, либо здоровью.

«… Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности…»
«… При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи…»
«… Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности.  Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив …»

   В  нашем случае, чтобы снять внутренний дискомфорт или напряжение, то есть удовлетворить какую-то потребность, человек использует алкоголь (табак и т.п.) как один из множества способов снятия этого дискомфорта и напряжения (мотив: «алкоголь снимает напряжение»). Человек использует именно алкоголь, потому что этот способ оказался самым первым (пример родителей – «программа»), а результат – самым быстрым (ничего не надо делать, а напряжение исчезло, создалась видимость удовлетворения потребности, например, в общении). То есть химическое токсичное вещество «алкоголь» – это — мотив (предмет) удовлетворения той или иной потребности, путём парализации нервной системы и иллюзии снятия напряжения (многие лекарства действуют так же). Все другие способы снятия напряжения исчезают из поля внимания, если иные ценности в детстве не сформированы. Но люди-то этого не знают!Наша задача – донести эти знания до людей, к нам обратившимся.

«… В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

  1. первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
  2. быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем её предмете…»

   Потребности любого порядка, указанные в статье «Потребности» (по ссылке), могут удовлетворяться как множеством способов, возможностей и предметов, так и чем-то конкретным, привычным – то есть тем, единственным,  способом, которым человек впервые снял физический или психологический дискомфорт, и повторил это действие несколько раз. Убедившись в том, что «помогло», стал прибегать к этому средству, не задумываясь, то есть сформировал привычку удовлетворять ту или иную потребность именно так, а не иначе.
Способы удовлетворения потребностей могут быть как полезными, способствующими здоровью и развитию, так и вредными, навязанными социумом: алкоголь, курение, другие наркотики. К вредным способам удовлетворения, например, потребности в пище, в безопасности, в любви, в уважении и т.п. относятся действия, которые принято считать асоциальными формами поведения. Асоциальное поведение также
становится привычным, не помогает даже тюрьма (воровство, грабёж, мошенничество, обман…). Привычка к такому поведению нередко перерастает в манию (страсть) – потребность такого поведения, которое оправдывается различными причинами, потому что не поддаётся сознательному контролю и проявляется в привычной ситуации.
Вы, наверное, знаете, что несколько наших соратников работают (или работали) в местах лишения свободы с заключенными по методу Шичко и имеют положительные результаты.

«Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности».

   Чем с большим спектром предметов, способных, с пользой, удовлетворить ту или иную потребность ребенок познакомится в детстве, следуя примеру родителей, тем меньше вероятность того, что он пристрастится к чему-то, что вредит здоровью, ломает жизнь, создаёт лишь видимость удовлетворения потребности, например, алкоголь, табак, другие наркотические вещества. У ребенка, в таком случае, будут сформированы иные ценности (убеждения), другая настроенность и другая программа.

«Привы́чка:

  • Привычка — (в психологии) сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности».

То есть потребность поступать именно так в конкретной ситуации. Благодаря «программе», человек не может вести себя иначе, потому что так привык и верит, что это правильно.
Заметили? «способ поведения приобретает характер потребности» — но ведь это не есть потребность в алкоголе или другом предмете. Привычка — это стереотипное поведение в определённой ситуации, не требующее обдумывания и подготовки. Как человек научился, в своё время, так и ведет себя, и по-другому не может – такое
поведение, в данной ситуации, является привычной потребностью, а не алкоголь! А если человек и может изменить это поведение, поняв, что сам себе вредит, то ненадолго. Г.А.Шичко называл это состояние воздержанием.
Но ведь мотив (предмет) удовлетворения потребности и отношение к нему можно изменить! Этим мы и занимаемся на курсах по методу Шичко: убеждение в том, что алкоголь – единственное средство снятия дискомфорта, мы, при помощи слова услышанного, увиденного, обдуманного и написанного в дневнике, изменяем, расширяем мировоззрение, восстанавливаем причинно-следственные связи, восстанавливаем инстинкт самосохранения. Человек начинает понимать, что алкоголь – наихудший способ избавления от дискомфорта и снятия напряжения. Он осознаёт, что есть множество других, полезных, способов: природа, прогулки, пробежки, спортзал, музыка, обливания холодной водой, контрастный душ, бассейн, встречи с друзьями, книги, театр, путешествия, хобби… список можете продолжить сами. И всё это можно делать в удовольствие!

  • «… Привычка — (в медицине) ощущаемая человеком навязчивая потребность к определенной деятельности, зависимость».

Привычка – есть навязчивая потребность… к определённой деятельности… То есть это, фактически, одно и то же. Привычка – навязчивая потребность в определённых действиях, в определенной ситуации, зависимость. То есть, не за привычкой развивается потребность, а потом зависимость (страдание), а вредная привычка – и есть зависимость, приносящая страдание. Помните, у Г.А.Шичко: «настроенность – программа – убеждения – приобщение – привычка». Всё! Продолжения нет! Нет никакой другой «лестницы Шичко».
   А мы руководствуемся определением алкоголизма, данного автором метода, где говорится о потребности в алкоголе и употреблении его. Дело в том, что различить потребность от мотивации трудно даже профессиональному психологу. А Геннадий Андреевич психологом не был, он брал за основу медицинское определение алкоголизма, где имеется термин «пристрастие» к алкоголю: «
Алкоголизм — это  первичное, хроническое заболевание, характеризующееся нарушением контроля над приёмом спиртного, пристрастием к алкоголю, употреблением алкоголя, несмотря на отрицательные последствия, и искажение мышления».        Геннадий Андреевич опроверг то, что алкоголизм является хроническим заболеванием, назвал его причиной искаженность сознания. Шичко поставил его в основу: сначала искаженность сознания (мышления) – ложная проалкогольная программа, а потом всё остальное. А вот «пристрастие» он приравнял к «потребности», а это не одно и то же. Пристрастие – это не потребность, а «зацикленность» на определённом предмете, тяга к нему, как к источнику удовольствия (мотив). Почему врачи применили термин «пристрастие»? А потому что они  знают, что нет, и не может быть, у человека потребности в яде, а вот тяга к нему, как к источнику удовольствия – быть может.
Мы знаем, что эффект при незначительной интоксикации алкоголем сопровождается эйфорией, которая расценивается пьющими как удовольствие. Человек стремится получить удовольствие. Стремление (пристрастие, тяга) – это своеобразный психологический процесс, заставляющий действовать в направлении получения желаемого (мотивация).
То есть потребность и пристрастие (тяга) – «две вещи разные» — об этом пишет Е.Батраков в своей статье «Ещё раз о «лестнице Шичко». То есть мы с вами путали потребности с мотивацией. А различать их, в нашем случае, очень важно, ибо от этого зависит будущее состояние слушателя курсов – сознательная трезвость или воздержание.

  • «… Привыкание (в фармакологии, иммунологии и наркологии) — снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ; привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта».

 Да, но почему это происходит, медицина и фармакология нам не объясняет, и возникают  всякого рода заблуждения. На самом деле, при попадании алкоголя (любого яда) внутрь организм вынужден защищаться, обезвреживать яд и выводить его. Именно для этого он вырабатывает (на яд-алкоголь), антидот (противоядие) – алкогольдегидрогеназу, с целью нейтрализовать яд, а не с целью адаптации, привыкания к нему. Это природой рассчитано на одноразовое, случайное, попадание яда в кровь. Природа «не могла предугадать», что человек – существо разумное – начнёт принимать яд систематически. Но эффект от процесса «яд – антидот» именно таков — доза алкоголя растёт и появляется «тяга» к «предмету», уменьшающему дискомфорт от похмельного синдрома. Этот нормальный физиологический процесс очень понятно описан Е.Батраковым в статье «Оболганное тело», почитайте. Эта статья есть на нашем сайте. Здесь я объяснять подробности не буду. https://docs.wixstatic.com/ugd/757ff4_1cc6f4d0e7a74a2bb947d0bb0eb29914.pdf

   В статье «Потребности» (ссылку на которую я вам дала в самом начале, соратники), и всё, что я здесь написала, научно обосновано. Это не эмоции и не «философия». Мы должны грамотно использовать метод Г.А.Шичко.
К сожалению, автор метода не дал нам таких тонкостей в вопросах психологии и медицины, возможно, что он сам в эти вопросы не углублялся. Да, в те годы, нам этого и не требовалось. Но сейчас изменилось не только время – 30 с лишним лет прошло! Изменились обстоятельства, люди. Алкоголики стали более грамотными. Среди них есть врачи, наркологи, психологи… и нельзя, чтобы нас наши слушатели уличали в некомпетентности, считали шарлатанами. Нам нужно, чтобы метод Шичко работал эффективно, чтобы наши ряды пополнялись сознательными трезвенниками, а не просто воздержанниками, ограниченными фанатиками, возгордившимися  от своей трезвости. Они, порой, неосознанно тормозят углублённое, научно обоснованное изучение метода Шичко, критикуют наиболее продвинутых, развивающихся преподавателей, обвиняют их в «искажении метода», что, вообще-то, имеет место…  Для того, чтобы метод не искажать, не смешивать его с другими психологическими и медицинскими методиками, его нужно изучить и научно обосновать. Нужно научно обосновать то, что Г.А.Шичко просто не успел сделать – психология в те времена считалась «лженаукой» и Геннадий Андреевич не мог на неё опираться. Ему пришлось даже придумать новую науку – гортоновику! Но Шичко не был против развития и совершенствования своего метода, не был против поправок и, даже, замечаний. Здесь я и веду речь о поправках и вношу разъяснение для правильного понимания некоторых терминов. Развитие и совершенствование – это не искажение. Искажение – это когда мы привносим в метод то, чего в нём не предусмотрено.

Надеюсь, что преподаватели метода Шичко, откликнувшиеся, согласившиеся на рассылку и деловую переписку, приславшие свои контакты, читают высылаемые мною статьи. Почему-то я получила всего один отзыв. Пишите. И пишите не лично мне, а всем, кто указан в рассылке, чтобы мы могли мнениями обмениваться. Мы должны всё это обсудить. Я не претендую на истину и никого не идеализирую, но, тем не менее, предпочитаю не веру в правоту авторитетов, а научные обоснования и стараюсь на них опираться.

С уважением и надеждой на плодотворное сотрудничество
Людмила Владимировна Астахова. г. Южноуральск.

28.09.2018 г.
Text.ru - 75.84%

Прокомментируйте — что вы думаете по этому поводу?

0
(Visited 12 times, 1 visits today)

Автор публикации

не в сети 5 дней

Тимофей

368
Начинающий преподаватель «МЕТОДА ШИЧКО» по совместительству администратор данного сайта. Имею общее среднее образование. В данный момент работаю маляром-штукатуром. Сам прошёл курсы, и избавился от вредных привычек. https://metod-shichko.ru/stop-alkogol/kniga-shag-k-trezvosti/
flag - РоссияРоссия. Город: Санкт-Петербург
Комментарии: 23Публикации: 403Регистрация: 15-08-2016

Добавить комментарий

© 2024 Академия Метод Шичко · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru