Уроки трезвости и здравомыслия Предисловие
В Елецком государственном университете им. И.А. Бунина готовится ко 2-му изданию печатное учебно-методическое пособие «Уроки трезвости и здравомыслия» (первое было электронным). Печатное УМК будет издано за счёт средств федерального президентского гранта и поэтому будет бесплатным. Оплатить надо будет только почтовые расходы или получить на форуме в Сочи. Авторы: В.А. Самарин, Ю.С. Бадалова, Н.А. Гринченко, под общей ред. Н.А. Гоинченко.
«Уроки трезвости и здравомыслия» — это живые уроки, созданные молодыми трезвен- никами-добровольцами, которые они разрабатывали и проводили сами в разных подростковых и молодёжных аудиториях. Так родилась идея создания с помощью профессионалов подробных сценариев уроков, которые могут пригодиться и школьному учителю, и менее опытному добровольцу, и куратору студенческой группы.
В состав учебно-методического комплекса «Уроки трезвости и здравомыслия» входят: учебнометодическое пособие, книга для обучающихся и электронное приложение с видео- и другими материалами для учебных занятий.
Данное учебно-методическое пособие является книгой для учителя со сценариями 10 уроков по следующим темам: «Трезвый здоровый образ жизни как фундамент личности, семьи и общества»; «Мифы о безопасном курении»; «Мифы об алкоголе», «История трезвости и спаивания России», «Наркотики и наркомания», «Влияние алкоголя, табака и наркотиков на организм человека» и др. Заключительной темой является «Це- леполагание», это — урок обучения технологии постановки целей.
Целевая группа для проведения уроков — подростки и молодёжь 14-18 лет.
Пособие адресовано педагогам, работающим в сфере среднего, средне-специального и высшего образования, школьным психологам и педагогам дополнительного образования, а также добровольцам, активистам трезвеннического движения.
Предлагаем вашему вниманию Предисловие этого пособия. Всех, кого заинтересует данное методическое пособие, можете оформить предварительную заявку у Гринченко Натальи Александровны, grinchenko@inbox.ru, т. 910-250-02-43.
Редакция
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Уроки трезвости и здравомыслия» родились не в тиши кабинетов, а разрабатывались молодыми трезвенниками-добровольца- ми в океане практики. Молодые люди устали терять своих друзей и сверстников в алкогольно-табачно-наркотической войне и приняли для себя обет сознательной трезвости. Душевные порывы и желание изменить жизнь детей и подростков к лучшему стали мотивацией для написания данного пособия. Профессиональное соавторское участие было в основном дополнительным, методическим, коррекционным, редакторским.
Воспитание трезвого мышления подрастающего поколения является необходимым условием эффективной профилактики наркотического поведения. Изначально ребёнок прекрасно умеет жить, отдыхать и общаться трезво. Но позже под влиянием общества утрачивает свою естественную трезвость. Кто навязывает ложные программы поведения детям и молодёжи? Как этому противостоять?
Известно, что дети программируются на употребление алкоголя и табака с раннего детства, задолго до первой пробы, когда видят пьющих и курящих окружающих людей. Они начинают воспринимать одурманенное поведение как норму, а там и до наркотиков недалеко. Наше общество недостаточно озабочено тем, как сохранить естественную детскую трезвость, какие здоровые альтернативы предложить. Вместо этого навязываются дискуссии о малых дозах алкоголя, «культурном» употреблении, «ответственном употреблении алкоголя» по примеру родителей, свободном выборе, что фактически является ловушкой для подростков и молодёжи, которым, с их энергией и жаждой жизни, никакой допинг точно не нужен. Но именно подростки и молодёжь оказываются самой лёгкой добычей для лоббистов наркотической субкультуры всех мастей и видов. Не удивительно, ведь алкогольно-табачно-наркотическому капиталу надо формировать армию будущих потребителей.
В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения (ФГОС 2) проблеме формирования культуры здоровья посвящены отдельные разделы. Обязательным компонентом культуры здоровья школьников является неупотребление алкоголя, табака и наркотиков. К сожалению, в стандартах не сказано, что это называется трезвостью, а ведь для успешной профилактики необходимо реабилитировать слово «трезвость», воспитывать у детей и молодёжи уважительное отношение к трезвости как состоянию и образу жизни. «Трезвый, трезвенный, тверезый», согласно толковому словарю В.И. Даля, — «чистый, непьяный, нехмельной… Трезвая голова, рассудительная». [45, с.648]. А вот что говорят о трезвости сами сознательные трезвенники сегодня: «Трезвость — это круто! Трезвость — это модно и здорово! Трезвость — это красота!»
«Уроки трезвости и здравомыслия» это — учебно-методический комплекс (УМК), в состав которого входят: 1) учебно-методическое пособие; 2) книга для обучающихся; 3) электронное приложение с DVD-диском и Интернет-поддержкой на сайте (см.: Приложение 5), с которого можно скачивать видеоролики и другие материалы УМК, а также обращаться за дополнительной информационной и методической поддержкой к авторам.
Учебно-методическое пособие является книгой для учителя со сценариями 10 уроков по следующим темам: «Трезвый здоровый образ жизни как фундамент личности, семьи и общества»; «Мифы о безопасном курении»; «Мифы об алкоголе», «История трезвости и спаивания России», «Наркотики и наркомания», «Влияние алкоголя, табака и наркотиков на организм человека» и др. Заключительной темой является «Целеполагание», это — урок, на котором происходит обучение технологии постановки целей. В приложениях даются ключи к тестам, дополнительные и альтернативные материалы к урокам, входная и выходная анкеты для диагностики антинаркотической устойчивости обучающихся. Принцип «не навреди» является главным. Письменную и устную диагностику рекомендуется провести дважды: перед началом цикла уроков и после окончания. Промежуточный контроль и обратная связь осуществляются на каждом занятии в процессе проверки понимания просмотренных и прочитанных материалов по теме, выполнения тестов, в ходе диалогового общения с классом и отдельными обучающимися.
Стратегической целью всего цикла уроков является формирование ценностного отношения к трезвости, развенчание мифов и заблуждений об алкоголе, табаке и наркотиках, формирование основ научных знаний об этих веществах. Ко всем урокам для разных этапов даются краткие методические комментарии с указанием организационных форм и приёмов работы.
Уроки имеют интерактивную диалоговую направленность, поэтому широко рекомендуются такие организационные формы как фронтальная работа, работа в закрытых (работают сами) и открытых парах (слушают все), в малых группах, «по цепочке».
Стартерами и опорами для обсуждения являются видеоролики — отрывки из фильмов проекта «Общее дело», теленовостей и др. Работа над видеороликами, как правило, проводится в три этапа.
Цель допросмотрового этапа — мотивация на просмотр, установка на выборочное восприятие отдельной информации, построение гипотез относительно содержания видеоролика. Цель просмотрового этапа — активный креативный просмотр с выполнением заданий: на множественный и альтернативный выбор, соотнесение, дополнение, поиск ответов на вопросы. Цель послепросмотрового этапа — контроль понимания и усвоения материала, выработка собственного ценностного отношения к проблеме. В структуре урока указывается общее время работы над роликом, а не его длительность. Большая часть урока это — живое общение с классом и самостоятельная работа обучающихся в разных организационных формах.
В ряде уроков есть тексты для дополнительного чтения, цель которых — расширить представления по теме урока.
Каждый урок завершается подведением итогов, ведь очень важно после подробного изучения фактов преобразовать полученную информацию до уровня ясной формулы и установки на трезвое поведение.
Домашнее задание рекомендуется, хотя формально считается не обязательным, ведь школьная программа достаточно перегружена. Однако знания, связанные с личной безопасностью, лишними быть не могут. Кроме того, следует учитывать, что знания, закреплённые собственной письменной речью, пересказанные своими словами, добытые собственным трудом являются более прочными, чем что-то просто услышанное или увиденное. Задания на просмотр полной версии фильмов проекта «Общее дело» стимулируют самостоятельный Интернетпоиск и расширяют кругозор.
Сценарии уроков могут иметь широкую сферу применения: на классных часах, на уроках истории, ОБЖ, биологии при изучении соответствующих тем, на кураторских часах в университетах. Учебные занятия по сценариям уроков могут проводить трезвенники-добровольцы, у которых много энтузиазма, есть необходимые знания по предмету, но нет методической подготовки для проведения учебных занятий.
Целевая группа — подростки и молодёжь 14-18 лет. Занятия лучше проводить в небольшой аудитории — до 25 человек (размер учебной группы). Для более эффективного проведения занятий необходимо наличие книги для обучающихся с тестами и текстами для дополнительного чтения. При отсутствии книги для обучающихся возможно два варианта: 1) выполнение теста всем классом по презентации к уроку (что будет ограничивать возможности детей со слабым зрением), либо 2) применение распечаток тестов и текстов для дополнительного чтения, имеющихся в электронном приложении.
Отзывы и рекомендации по усовершенствованию уроков просим отправлять по адресу: inelsu@ mail.ru, Гринченко Наталье Александровне.