Трезвые люди живут в удовольствие
Шел с работы домой и встретил старого знакомого – известного в городе активиста-трезвенника Сергея Коновалова. Вооружившись лыжными палками, словно челюс-кинец, он рассекал заснеженные городские просторы не просто так, а с пользой для здоровья, занимаясь популярной ныне оздоровительной скандинавской ходьбой. Короткий разговор о новом для него этапе общественной деятельности плавно перерос в желание сделать более подробное интервью. И вот, мы беседуем с основателями фонда «Трезвость» Сергеем Коноваловым и Александром Неверовым. О трезвости, о роли личности в общественных процессах, о «культурном» питие.
— Итак, фонд «Трезвость». Как он появился на свет и что подтолкнуло вас к его созданию?
Сергей Коновалов: «Региональный благотворительный общественный фонд «Трезвость» Республики Татарстан» — так полностью звучит название нашей организации, созданной в 2014 году, и в нем уже содержатся ответы на многие вопросы. Это не просто городская организация, это организация регионального значения. Направление в нашей работе оста-лось прежним – социально-ориентированная деятельность, но немного поменялись формы.
Александр Неверов: Стоит добавить, что мы вышли из «Нижнекамского Оптималиста» и, хотя несколько лет назад произошло наше естественное разделение, мы продолжаем оставаться носителями тех традиций, которые были заложены Юрием Соколовым и Юрием Морозовым, создателями общесоюзного объединения «Оптималист». Для того, чтобы мы в полной мере реализовывали свои способности в области трезвения, и был создан фонд «Трезвость». Помимо нас двоих учредителем фонда является художник и предприниматель Валерий Григорьев.
— Прежде чем более подробно узнать о вашей деятельности, хотелось бы разобраться в ваших личных мотивах, побудивших ей заняться.
Неверов: Если откровенно, лично меня подтолкнула к трезвости жадность. Мне жалко тратить деньги на алкоголь и табак, потому что я изначально знал, что они приносят вред. Вот на стене висят наши девизы: «Спешите делать добро», «Если не я, то кто же», «Выб-рался сам, помоги другому». Все эти установки и являются поддержкой, мотивацией, ко-торая помогает нам работать в этой сфере.
Коновалов: У меня мотивация немного другая. Я не скрываю, что когда-то хорошо употреблял. И в 1996 году мне стало очень плохо. Летом того же года я прошел у Моро-зова специальные занятия по методике Шичко. Я её не сразу понял, вник лишь со временем. Но понял главное – что жил неправильно. Через год после избавления от алкогольной зависимости я сам приступил к преподаванию этого метода.
— В чем особенности метода Г.А. Шичко, суть методики?
Коновалов: Ее не объяснишь за пять минут, для этого потребуется целая лекция. Самое удивительное в ней, что она работает вне зависимости от того, понимаешь ты ее или нет. Преподавая ее на первых порах, я не всё до конца понимал, но она работала! Люди приходили на занятия, а затем бросали пить и курить.
Неверов: «Методика Шичко» — народное название. Вообще же этот метод называется немного по-другому – «Индивидуальный психо-физиологический подход к избавлению от алкоголизма». Есть и авторское название: «МГД или Метод гортоновической дезалколизмии» (Г.А.Шичко «Основная трезвенная терминология» Словарь автора метода. 1985 год). Метод находится в широком доступе, но принципы освоения передается из рук в руки. Метод Шичко – это метод правды и самостоятельности. Человек самостоятельно, при некотором участии психолога, формирует у себя трезвеннические установки. Мы, преподаватели, можем только помочь в этом. Одним из инструментов метода Шичко является «дневник». Это самоотчет по определенной форме с определён-ной периодичностью. В метод включены и очные занятия с психологом, которые у разных преподавателей длятся разное количество часов. Есть заочный период.
— Что за контингент приходит к вам на занятия?
Неверов: Наш контингент – это все социальные слои, все возрастные группы. Приходит женщина. Начальник отдела, трое детей. Говорит: «У меня большие проблемы». Прошла реабилитацию – все нормально. Приходит человек, говорит: «Потерял семью, все потерял, помогите». Помогаем.
— В американских фильмах часто показывают заседания «Анонимных алкоголиков», которые садятся в кружок и говорят друг другу: «Привет, я алкоголик». Как вы относитесь к такой методике и насколько она действенна?
Неверов: Американский подход очень удобен для государственных структур. «Я алкоголик» — это значит, человек добровольно занимает социальную нишу неуспешного человека и с ним определенным образом удобно работать. У нас подход другой. Мы говорим: «Мы в прошлом употребляли алкоголь. И знаем, куда возвращаться не хотим. Мы добровольно перешли на другой, естественный уровень трезвого человека». Попутно с алкогольной, наши клиенты избавляются от табачной зависимости.
Коновалов: Вопрос в том, что многое зависит от менталитета. Нам навязывают чужой менталитет. Наш метод создан в СССР отечественным ученым, который наш менталитет изучил, нашего алкоголика знает. В США другая система, другие люди.
— Алкоголизм, наркомания – это человеческая слабость или воздействие социума?
Неверов: Нельзя рассматривать это в отрыве друг от друга. Есть подход структурный и есть личностный. Структурный рассматривает вопросы природы и социума, вопросы воспитания. Личностный имеет дело собственно с личностью человека. И если мы зададимся вопросом «Кто виноват?», то здесь ответственность должна распределяться согласно рангу: кому больше дано – тот больше и отвечает. Нас, трезвенников, не перестает удивлять тот факт, что в российских городах, в том числе в Нижнекамске, возле учебных заведений открывают пивные забегаловки. Могу перечислить целый список таких фактов. Для чего это делается? Для того чтобы молодежь начала пить пиво. Алкоголь – это лёгкие деньги сегодня, и большие проблемы уже завтра. Огорчает, что зачастую процессами руководят люди, которые живут по принципу «Мне хорошо сейчас, а что будет потом – наплевать». Это политика отдельной группы людей, которые занимают свое «прикормленные» места. Вот это явление и можно называть словом «коррупция».
Коновалов: Многое зависит от человеческого фактора, от личностей, которые приходят на ответственные должности. Нас, трезвенников, очень хорошо понимала Ильсия Мезикова, хорошо мы работали с Маратом Самигуллиным. Сейчас нас активно поддерживает депутат Горсовета Максим Сперанский, председатель Общественного Совета НМР Олег Агапов. У руководителя больше возможностей, если он действительно за народ – то народ отплатит ему благодарно.
— Расскажите о других направлениях вашей деятельности.
Коновалов: Одно из важных направлений – образовательная программа «Трезвый, здоровый образ жизни». Еще одна программа – «Академия трезвости». По ней мы работаем с высшими и средними учебными заведениями. В нее входит и спортивная составляющая. У нас есть два спортивных проекта – «Один час здоровья» и «Трезвая пробежка». За массовостью мы не гонимся, на спортивные занятия приходят все желающие, никто никого не напрягает.
— Неужели у вас все так жестко, что даже бокал вина вы не позволяете себе на праздник?
Неверов: Алкоголик – это термин, обозначающий человека, употребляющего алкоголь (С2Н5ОН). Про дозу ничего не сказано. Если человек выпил на дне рождения фужер вина – это «случайник». Пьющий по праздникам – «ритуальщик». Употребляющий здесь и сейчас – пьяница. Пьющий все подряд – алкоголик. У нас говорят: «Подумаешь, в празд-ник выпил. Ты же не алкоголик». А по сути это уже алкоголизм. Лично мне этого не надо.
— А как же культура виноделия, русские питейные традиции, медовуха?
Неверов: Какие традиции, о чем вы? Раньше на Руси чарку медовухи подносили только человеку, который прошел два жизненных круга лет (16х2=32года) и произвел на свет девять здоровых детей. (А.Н.Маюров. Собриология. Н.Н.. 2009г. стр.19.) Вся эта «культу-ра пития» — новодел, придуманный с целью привлечения новых людей, чтобы они прино-сили деньги алкогольной мафии и становились алкогольными рабами.
Коновалов: Теория употребления малых доз – это лживая теория. Алкоголь – это нервно-паралитический яд, который убивает человека. А мы только посмеиваемся – он культур-но пьет. На самом же деле – «культурно» убивает себя.
Олег ЛУКОШИН.