Трезвость и ислам
Ислам, пожалуй, — единственная из мировых религий, где активно и громогласно провозглашается абсолютный запрет на употребление дурманящих веществ вообще и алкоголя в частности. Некоторым кажется, что это пережиток тех времён, когда люди ещё не знали современных алкогольных изделий и «культуры питья», или же, что этот запрет является насилием над людьми. Другим же это кажется идеальным решением алкогольных проблем, и они требуют немедленного введения «сухого закона» по примеру ряда мусульманских стран. И тех и других объединяет незнание того, как и почему в исламе алкоголь запрещён.
Одним из основополагающих объяснений запрета употребления алкоголя и дурманящих веществ в исламе является потеря адекватного мышления. Аллах наделил человека разумом, чтобы он с его помощью мог отличать полезное от вредного, усвоил божественные законы, понял, почему прекрасное является прекрасным, а безобразное — безобразным, отличал порочные поступки от хороших. Выпивая какое-либо количество алкоголя, человек изменяет своё сознание, теряет разум.
Запрет употребления алкоголя в исламе не был озвучен одномоментно. Сам запрет основывается на аятах из Священного Корана и хадисах.
Доподлинно известно о широком распространении производства вина арабскими племенами в доисламский период — вино почиталось, восхвалялось и употреблялось в больших количествах. Спиртные изделия считались источником веселья, благодушия, доброй пищей и непременным средством для поддержания крепкого здоровья.
Свою миссию пророк Мухаммад начал с проповеди веры в единого Бога.
Все остальные положения мусульманской доктрины о дозволенном и запретном, в т. ч. и об алкоголе, сложились позднее. Поэтапно в Священном Коране были ниспосланы Создателем аяты (стихи) о запрете спиртного. В новообразованной исламской общине преодоление пьянства произошло не сразу.
Первым аятом, упоминающем о вине был:
«Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: „В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы…»» («Корова», 219).
Действительно, есть масса современных исследований, которые настаивают на некоторых полезных для здоровья свойствах вина и других алкогольных «напитков». Возможно, но отрицательных сторон употребления алкоголя намного больше, все они неопровержимо доказаны и перечёркивают положительные.
«Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом — знамение для людей размышляющих» («Пчёлы», 67).
То есть из одних и тех же даров природы человек может извлечь и пользу, и вред.
После этого аята многие мусульмане отказались от алкоголя, но, конечно, остались и такие, кто ухватились за слова о пользе вина и продолжали употреблять его. Многие только что принявшие Ислам арабы пытались убедить пророка, что они сами пьют спиртное и дают его другим только как лекарство. Пророк же, возражая, подчёркивал:
« Это — не лекарство. Оно само — причина болезней и нерасположения духа».
Следующее предписание было ниспослано после того, как один из подвижников, будучи в состоянии опьянения, цитируя Священный Коран в своей молитве сделал ошибки, которые искажали его смысл.
«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…» («Женщины», 43).
Прежде чем был объявлен запрет на все опьяняющие средства, стало по крайней мере неприличным, неподобающим для мусульманина вставать на молитву в таком состоянии. Поскольку именно молитва (намаз) является единственной возможностью и привилегией, позволяющей, сконцентрировав все свои мысли, намерения и духовные силы, обратиться к Всевышнему с глубочайшим благоговением и почтением.
Результатом этого явился конфликт между новым предписанием и устоявшимся обычаем арабов пить с утра и ранним вечером, что ещё более уменьшило употребление алкоголя.
А затем последний удар по вину был нанесён во время пира, в котором участвовали мекканцы и мединцы, где подавалось спиртное. Напившись, они стали похваляться друг перед другом, а потом затеяли драку, используя в качестве оружия обглоданные кости со стола.
Когда они опомнились, а эффект опьянения уже прошёл, то устыдились содеянного, чувствуя себя виноватыми и грешными. И в тот момент была ниспослана сура Корана, провозгласившая, что азартные игры и спиртные изделия отныне навсегда запрещены для всех мусульман.
« О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же её, — быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» («Трапеза», 90—91).
Кроме того, существует множество хадисов, в которых данный запрет разъясняется.
Запрещено не только в любом объёме употреблять алкоголь, но и продавать, дарить, производить, разливать, перевозить и доставлять, садиться за стол, за которым распивают спиртные изделия — т. е. способствовать греховному и/или соучаствовать в грехе.
«…Помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде…» («Трапеза», 2).
На данный момент в мире насчитывается более 1,5 млрд, приверженцев ислама. Ислам как религия существует более 14 веков. Почти столько же — запрет на употребление алкоголя. Таким образом, можно сделать вывод, что ислам, с позиций борьбы за трезвый образ жизни, проводит наиболее успешную и продолжительную антиалкогольную кампанию.
Автор статьи: Сейтмурат Эльдарович Фариков