Резонанс в журнале «ФЕНИКС»
Очень ценный источник о сталинских репрессиях — работа Е.В. Симоновой «Репрессии… Как это было»[1]. В этой работе Е.В. Симонова пишет о своем дедушке, который был осужден по известной тогда 58 — ой статье в 1937 году. Е.В. Симонова в своем исследовании опирается на документы НКВД, на воспоминания родственников и другие свидетельства очевидцев тех событий. В январе и феврале 2019 года я участвовал в дискуссионном клубе ТОДД[2], посвященном сталинскому периоду правления в истории СССР. По материалам своих выступлений я сейчас пишу статью, которую планирую опубликовать в одном из российских научных изданий. В данной статье я сошлюсь и на работу Е.В. Симоновой «Репрессии. Как это было».
Михаил Соловьев, научный сотрудник ГКУ «Республиканский ресурсный центр Министерства труда,
занятости и социальной защиты Республики Татарстан» (г. Казань); Е-mail: Solovyevmichail@gmail.com
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО СОРАТНИКАМ
Уважаемые соратники! Моё письмо будет посвящено обсуждению публикации В.М. Ловчева в журнале «Феникс» (№2 (332), февраль 2019), электронном журнале Казанского отделения Международной Независимой Ассоциации Трезвости, в рубрике «В курганах книг». Публикация В.М. Ловчева — это отклик на книгу «Онассис», выпущенную только что в серии «ЖЗЛ», в которой рассказывается о геноциде армян 1922 года и даются такие описания изуверств, что кровь стынет в жилах.
На мой взгляд, на этот раз выбор книги для рубрики был не совсем удачен, тем более, что автор публикации сам признался, что книга произвела на него гнетущее впечатление и он даже не смог её дочитать до конца. Я всё-таки сторонница положительных примеров в воспитании трезвости. Впрочем, в наших СМИ и произведениях искусства и не такое увидишь, услышишь и прочитаешь. Смысл публикации В.М. Ловчева, видимо состоял в том, чтобы ещё раз показать, как алкоголь усыпляет бдительность, т.к. геноциду предшествовали многодневные празднования с бурными алкогольными возлияниями в честь Севрского мирного договора 1920 года, согласно которому Смирна, в которой проживали преимущественно армяне, должна была отойти от Турции к Греции. Не случилось, пропили шанс.
В трудах Ловчева есть и другие историческое примеры, когда пьяная верхушка пропивала свою государственность и свободу. Рассказывая о том, как римляне теряли города под нашествием трезвых германских племён, пьянство среди римлян уже достигло таких масштабов, что отцы городов покидали свои пирушки только тогда, когда враг уже был внутри стен города (Вино и женщины развратят разумных//Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс». Казань,1998. -№3.-С.9). Немало материалов «Феникса» за эти годы было посвящено пресловутым наркомовским 100 граммам. Идея находить исторические параллели того, как алкоголь разрушает личность, семью, общество, цивилизацию в целом сквозь призму произведений литературы и искусства является одной из основных в исследованиях В.М. Ловчева. Поэтому я не согласна с мнением, что в этой заметке был какой-то злой умысел. Это просто ещё одно исследование на эту тему.
Другое дело, что в современной внешнеполитической обстановке, когда Россию обвиняют во всём и вся и стараются представить в глазах мирового сообщества империей зла, действительно не следовало обращать внимание читателя на то, что якобы В.И. Ленин и большевики финансировали турков и тем самым косвенно участвовали в геноциде армян. Во-первых, хоть книга и выпущена в серии «ЖЗЛ», это — просто точка зрения автора. Где документы и архивы? Где другие бесспорные доказательства? Откуда лишние деньги у пылающего в гражданской войне государства? Во-вторых, такие факты, действительно, могут привести к сильному охлаждению отношений между Россией и Арменией.
Главным направлением деятельности МНАТ является пропаганда трезвых идей, независимо от религиозных и политических взглядов. И это правильно, и не следует нарушать свои собственные принципы.
Всем трезвенникам России было бы очень полезно в нашем общем деле в борьбе за трезвость придерживаться «принципа независимости». Каждый имеет право на собственное мнение, собственные убеждения. Невозможно заставить всех думать совершенно одинаково. Даже военные на параде могут ходить строем в одну шеренгу только некоторое время. Даже в одной семье нет полного совпадения взглядов и убеждений. Одни за красных, другие за белых; одни за православие, другие предают его анафеме и призывают вернуться к дохристианской языческой Руси; одни считают, что царская Россия без навязанных ей революций достигла бы куда больших успехов в своём развитии, чем постреволюционная Россия, другие горячо отстаивают советские ценности и хотели бы вернуться назад, в СССР. Одни считают что нынешняя власть в России — сплошь преступники и источник всякого зла и принесли России только разруху, другие с фактами в руках доказывают, что Путин остановил страну на краю пропасти, что страна, несмотря ни на что, развивается, стоит посмотреть серию фильмов о том, что восстановлено, построено и сделано при Путине за годы его нахождения у власти.
Поистине в многообразии взглядов и мнений — все 100 оттенков серого! И в этой информационной войне всех против всех каждый считает себя истиной в последней инстанции. Здесь и до горячей войны недалеко, надо только призадуматься, кому это выгодно, и кто кукловоды. Между тем, страна может развиваться только при условии единства, всеобщего желания построить сильную страну, вне зависимости от религиозных, политических и других взглядов, а не при призывах разрушать каждый раз всё до основанья, что является прямо-таки нашей национальной болезнью. А потом мы же и удивляемся, что мы не так хорошо живём, как могли бы.
Мы также удивляемся, что наша борьба за трезвость не приносит должные плоды. Давайте задумаемся, насколько мы едины, способны ли наши лидеры договариваться, идти на компромиссы ради общего дела. Увы! Обвинения в адрес друг друга по тем или иным поводам сыплются как из рога изобилия. Казанских МНАТовцев вообще на долгие годы выбросили из трезвенного информационного пространства, даже не желая разобраться, чем они там на самом деле занимаются. Между тем, там два раза в год в сотрудничестве со многими организациями проводятся праздники трезвости, под руководством доктора исторических наук В.М. Ловчева в течение многих лет там изучается социокультурный подход к профилактике химических зависимостей, что может рассматриваться как подход с позиции «мягкой силы». И он реально работает, что я лично проверила в своём многолетнем опыте работы с детьми и молодёжью.
Недавно на базе ЕГУ им. Бунина была защищена магистерская диссертацию по профилактике ранней алкоголизации школьников в иноязычном образовании, как раз на основе социокультурного подхода и многолетних исследованиях казанских МНАТовцев и лично В.М. Ловчева.
Да, я знаю, что политические взгляды и предпочтения лично у меня и В.М. Ловчева разные, но это не мешает нам плодотворно общаться на ниве трезвости. Чего мы добъёмся, если издание «Феникс» действительно запретят? Зачем сразу обращаться в «органы» и жаловаться? Заявите протест самому редактору, укажите на возможные последствия его позиции. Разве укрепилось трезвенное движение в России после разгрома журнала «Трезвость и культура»? Наоборот! И разве удалось создать до сих пор что-то равноценное? Нет! Я подписана на все трезвенные издания, которые есть в России, и на «Феникс» среди них. Для преподавателей и студентов иняза там есть много полезного. И для всех других там тоже есть что почерпнуть.
Давайте не будет «радикалами», нетерпимыми к любому инакомыслию. Это — разрушительно и опасно. Давайте научимся считаться со взглядами и мнениями других, уважать вклад каждого трезвенника в борьбе за общее дело отрезвления народа. Нас и так не очень много. Главный критерий — на пользу это отрезвлению или нет.
Наталья Гринченко, доцент ЕГУ им. И.А. Бунина,
профессор Международной академии трезвости, председатель Липецкого областного СБНТ
Уважаемый Николай Трифонович!
Я внимательно прочитала статью в «Соратнике» о Вас, где кандидат педагогических наук Сергей Сергеевич Аникин подробно рассказал о Вашей поистине, героической биографии. И тем более мне странно было читать Ваше письмо в адрес Ю.Н.Спиридонова и В.М.Ловчева.
Я являюсь членом СБНТ с 1999 года, членом МНАТ — с 2004 года, и ничего плохого в действиях Ловчева В.М. как председателя МНАТ не замечала за все эти 15 лет. А вот пользы получила от него много.
Он, являясь историком, знакомил нас с выдающимися деятелями трезвенного движения в международном масштабе. Это: Оттилия Гофман (Германия), Джозеф Лайвеси (Англия), Джон Финч (США), Петер Луи Хаусвальд (Франция), Томас Кук (Австралия), Шарлота Грей (Англия), Август Форель (Швейцария); в России: С.А.Рачинский, Л.Н.Толстой, Н.Ф.Катанов, И.А.Красноносов, А.Т.Соловьев, О.Д.Даркшевич,
Ю.И.Прядухин, Ю.В.Морозов и другие. От него я узнала о трезвенниках древности — Пифагоре и Карле Великом. Честно говоря, я всех не могу перечислить в короткой статье!
А какие замечательные брошюры были изданы МНАТом под заголовком «Эйфория»:
- «Вступающим в брак или это должен знать каждый» Е.А.Какуниной и О.Д.Салтыковой,
- «Веселие Руси есть пити?..» Бориса Ефимова,
- «Табак и подросток» Г.А.Ананьевой,
- «Вступил ли Том Сойер в ИОГТ?» В.М.Ловчева,
- «Согласие против пьянства» документы и материалы В.М.Ловчева и Е.Г.Батракова,
- «Праздник трезвости: опыт и перспективы» В.М.Ловчева…
- Стихи В.Прохорова, Ю.Увакина, Н.Абрамова…
- Брошюры «Глас народа против курения» (частушки), «Фестиваль пива? Фу, как некрасиво!..» и т.д. и т.п.
Я еще не сказала о крупных произведениях В.М.Ловчева:
- «Антинаркотическое воспитание молодежи.»,
- «Отречение от Диониса»,
- «Знаки и символы в сфере потребления алкоголя.»,
- «Алкоголь в Российской культуре» и т.д.
Всего этого так много, что не перечислишь в короткой статье.
С деятельностью В.М.Ловчева, возглавляемого им МНАТа, выпускаемого им «Феникса» несовместимы такие характеристики как «порнуха», «мракобесие», «подрыв устоев современной России» и утверждение, что в «Фениксе» «трезвостью не пахнет»! Это — черная неправда! Тогда и меня, автора многих статей, напечатанных в «Фениксе» нужно обвинить в «порнухе» и «мракобесии»!
В отношении же статьи, напечатанной в №2(332) за февраль 2019г. на стр.6-7, то лично я читать ее не стала, ознакомившись с предисловием, где ясно сказано, что она предназначена для сторонников «жесткой шоковой антиалкогольной пропаганды» Я к таким не отношусь. И, самое главное, Владимир Михайлович цитирует отрывок из книги С.А.Маркова «Онассис. Проклятие богини»! Ловчев решил показать, какие ужасы несет с собой алкоголь. Да, возможно не стоило это печатать. Но что «материал подготовлен для срыва конференции МАТР» и «для нагнетения напряженности с Арменией» — это, простите, чушь! Я восприняла такие суждения как желание очернить МНАТ и В.М.Ловчева.
Я поражаюсь: сейчас, когда мы ведем борьбу с очень сильным и коварным врагом — алкогольно-табачной мафией, мы, трезвенники, должны выступать единым сплоченным фронтом. При этом не взирая на различия в политических и религиозных убеждениях. А если мы будем ссориться, то едва ли добьемся победы. Представьте себе футбольный матч, где в одной команде играют дружно, помогая друг другу, а в другой ставят подножки, колотят клюшкой по голове того, кто не нравится, против кого затаили когда-то злобу. И кто выиграет в этом матче — ясно!
Вот так и мы.
У каждой трезвенной организации свой стиль работы. Ловчев В.М. опирается на искусство, в первую очередь — на литературу. Литература очень многому учит. А если Вы, Николай Трифонович, не согласны с чем-то, если у Вас возникли подозрения, что какой-то поступок или статья вредны для дела трезвости, то почему нельзя достаточно вежливо высказать все это, попробовать разобраться, доказать что-то? А тут сразу жаловаться в ФСБ! Это уже пахнет 30-40-ми годами прошлого столетия, т.е. необоснованными репрессиями в связи с подозрениями, которые лишили жизни много миллионов хороших честных людей. Зачем нам это нужно? Мы же добиваемся одного: чтобы российский народ стал вести трезвую жизнь. И МНАТ во главе с Ловчевым В.М. делает это самое, а вовсе не имеет никаких черных планов.
Симонова Е.ВИвановская область
Уважаемые читатели! Вы удивлены, что нарушено обещание, данное в начале, на второй странице, делать дамский номер, а слово берет мужчина. Но ведь он хочет поговорить о «Фениксе», а согласно древней легенде, Феникс — птица женского рода.
Благодарю за устную и письменную поддержку, оказанную нашей дорогой птичке. Если она перестанет до вас долетать, инициаторы ее преждевременной кончины вам известны. Но — опять- таки в соответствии с древней легендой — уничтожить ее сложно. Поэтому предлагаю далее прекратить полемику по сюжетам, намеченным в №№ 332-333, и поставлять в «Феникс» материалы в пользу трезвости, а внутренние разборки оставить другим носителям информации.
Еще раз: с праздником, дорогие дамы! Владимир Ловчев, редактор «Феникса»
Материалы публикуются в авторской редакции
Редактор бюллетеня «Феникс» Владимир Ловчев