Проведения уроков трезвости
Программа проведения уроков трезвости и трезвения (самосовершенствования) 7-11 классы
Программа подготовлена для классных руководителей, преподавателей здорового трезвого образа жизни, для подготовки волонтёров здорового трезвого образа жизни, для родителей и педагогов.
Цель уроков трезвости и трезвения – сформировать у учащихся понятие о трезвости как фундаментальной для человеческой природы ценности, укрепляющей человека, семью, род и Родину.
Задачи:
Расширить представление о ценностях трезвости не только как физиологического состояния, но и нравственного, духовного (трезвость в мыслях, чувствах, волевых решениях). Сформировать представление о трезвении как о постоянном самосовершенствовании, как неотъемлемой части других ценностей: радости, счастья, самореализации, семейной гармонии. Сформировать представление о человеческом отношении к пьющим людям и о возможности их спасения.
Содержание занятия.
1. Занятие начинается с исполнения гимна России как основы патриотического воспитания учащихся. Гимн исполняется либо под фонограмму, либо по ранее напечатанным текстам гимна общим хором. Гимн исполняется стоя. (Доктор медицинских наук, доцент медицинской академии г. Якутска К.Г. Башарин установил, что при глубоком изучении слов гимна и прочувствованном его исполнении улучшается внимание, память, успеваемость учащихся).
2. Предложите школьникам ответить на вопросы:
Почему с 1961 года пьянство в России стало нарастать и достигло в 2009 году 18 литров абсолютного алкоголя на душу населения? (из выступления президента России Д.А. Медведева в Сочи, 2009 г.).
Почему продолжительность жизни жителей России с 1961 года стала снижаться и по продолжительности жизни Россия опустилась со 2-го места в мире на уровень слаборазвитых стран мира?
Какие алкогольные мифы существуют для оправдания пьянства в России?
Кто заинтересован в продаже алкоголя и распространении теории о лжекультурном потреблении алкоголя? (Известно, что в 60-70 годы прошлого столетия в СССР широко распространялась даже через лекторов общества «Знание» теория о том, что существует два варианта отношения к алкоголю: употребление алкоголя в больших количествах и лжекультурное употребление алкоголя в малых дозах. Вариант сохранения естественного трезвого образа жизни не рассматривался. Не рассматривался общеизвестный в научном мире факт о том, что алкоголь является не только протоплазматическим психотропным ядом, но и наркотиком, одним из коварных свойств которого является увеличение потребляемой дозы. Естественно, никто из начинающих приобщаться к употреблению алкоголя не хотел выбирать вариант употребления алкоголя в больших количествах, все выбирали вариант лжекультурного потребления алкоголя, что приводило к повальному распространению потребления алкоголя в стране и, как следствие, к увеличению алкоголизма и смертности от его последствий. В 1980 году в СССР потребление алкоголя было 10,3 л.а.с. на душу населения и соответственно смертность от причин, связанных с потреблением алкоголя, составляла 907 235 чел. ( Сб. «Народное хозяйство СССР в 1980 году»). В 1984 году потребление алкоголя увеличилось до 10,8 л.а.с, и смертность составила уже 985 680 чел. («СССР в цифрах в 1984 году», стр. 5 и 19.) Самое печальное заключается в том, что в употребление алкоголя, табака и других наркотиков вовлекаются дети. Замыкается порочный круг ослабления нашей державы. Значит, главная задача для нас сегодня – сохранение трезвости детей и спасение от алкоголя, табака и других наркотиков тех, кто уже попал в сети наркотизма.
Что же такое трезвость?
Предлагаем самим школьникам ответить на этот вопрос. Кто он, трезвый человек? Какой он? Как правило, это прекрасный семьянин, успешный руководитель, надёжный работник, патриот Отечества и, наконец, веселый, жизнерадостный и искренний человек. Таким человеком хочет стать каждый. (Исключение составляют некоторые кодированные люди и сектанты, которые не являются патриотами своей страны.) Если рядом с подростками появляются взрослые, ведущие настоящий трезвый образ жизни, то появляется выбор – потреблять алкоголь или не употреблять, и большинство молодых людей выбирают лучший образ жизни – трезвый.
В конце концов формируем определение трезвости. Трезвость – это естественный наилучший здравосозидающий образ жизни человека, семьи, общества. Но как же формируется отступление от трезвого образа жизни к нелепому, позорному, здраворазрушающему образу жизни курильщика, алкоголика, наркомана?
Как установили учёные с острова Крит, ребёнок уже с возраста 15 минут после рождения начинает подражать родителям и другим взрослым. Эта неосознаваемая склонность к подражанию называется УСТАНОВКА. Когда ребёнок видит, как его любимые родители и знакомые употребляют алкоголь или курят, у него формируется эта неосознаваемая склонность. Вслед за этой установкой формируется Программа. Программа – это путь выполнения принятого решения относительно установки. Представим, ребёнок подошёл к столу, за которым выпивают в праздник папа с друзьями. Он тянет руку к стопке с вином, так как ему хочется подражать взрослым. Но папа отводит его руку и говорит ему: «Сынок, тебе это рано!» Запретил папа ребёнку употреблять алкоголь на всю жизнь? Нет, конечно! У ребёнка формируется программа – мне можно будет употреблять алкоголь, когда я стану взрослым. А ребёнку больше всего хочется быстрее стать взрослым. И мерилом того, что он стал взрослым, будет время, когда он сможет свободно употреблять алкоголь. Так появляется мощная ПРОГРАММА будущего употребления алкоголя. Но для того, чтобы защищать эту программу употребления алкоголя, формируется ложное УБЕЖДЕНИЕ. Представим такую ситуацию: папа пьянствует, и мама его ругает за безобразное пьяное поведение. Дети, конечно, не хотят брать пример с такого папы. Но вот в очередной раз под Новый год по телевизору показывают фильм «Ирония судьбы, или «С лёгким паром!» Там постоянно звучит: «Надо меньше пить!» А Барбара Брыльска, по сюжету исполняющая роль учительницы русского языка и литературы, что раньше всегда ассоциировалось с чем-то светлым, поэтическим, в самый драматический момент подходит к окошку и закуривает прямо в комнате… Никто не объяснил ребёнку, что алкоголь и табак не только яды, но и наркотики, у которых свойство – увеличение потребляемой дозы. Вот это ложное УБЕЖДЕНИЕ в безопасности малых доз алкоголя, табака приводит к тому, что дети теряют свою естественную трезвость. Когда сформировались УСТАНОВКА, ПРОГРАММА И УБЕЖДЕНИЕ, складывается проалкогольная запрограммированность сознания, то есть такое искажение сознания, когда человек поступает вопреки инстинкту самосохранения. Без такой запрограммированности сознания ребёнок не стал бы употреблять невкусные жидкости и глотать дым сигарет, от которых на первых порах у него появляются тошнота, рвота, кашель, слёзы. Но, глядя на других, ребёнок начинает вновь и вновь пробовать эти отравляющие вещества и, несмотря на защитную реакцию организма, привыкает к ядам и наркотикам. Потом формируется ПРИВЫЧКА, то есть систематическое употребление ядов и наркотиков в определённой ситуации. А потом уже под влиянием наркотических свойств алкоголя, табака, прочих наркотиков формируется ПОТРЕБНОСТЬ – тревожное мрачное слово, означающее сильную, иногда непреодолимую тягу к употреблению наркотика. А далее неизбежно следует СТРАДАНИЕ, ломка при отказе от наркотика. Замыкается гибельный круг. Но алкоголик, курильщик, наркоман часто уже не в состоянии представлять, что его ждёт в будущем. И он вновь и вновь ищет возможность для употребления алкоголя, табака и других наркотиков, чтобы испытать эйфорию от обезболивания, избавления от боли, которая сейчас постоянно сопровождает его. Итак, мы видим полную картину, чем же заканчивается утрата детьми своего естественного наилучшего творческого состояния – трезвости. Это так называемая лестница программирования Шичко:
- Установка
- Программа
- Убеждения
- Привыкание
- Привычка
- Потребность
- Страдание
Как же можно освободиться от этой гибельной зависимости? Нужна мотивация, заинтересованность человека в освобождении от вредных привычек. Рассказы о вреде наркотиков для здоровья не всегда действенны для школьников, ибо они пока ещё не испытали болезней, последствий употребления пива, сигарет, других наркотиков, но почувствовали эйфорию от употребления вредных веществ, которые назвали «психоактивными». (Кстати, лучше избегать при разговоре со школьниками названий вредных веществ «психоактивными», нужно эти вредные вещества называть одурманивающими.
(См. статью Л. Н. Толстого «Отчего люди одурманиваются»)
Очень важно, чтобы школьники научились ставить перед собой цель и неуклонно добиваться её.
«Великим быть желаю. Люблю России честь. Исполню ли – не знаю. Что сбудется – Бог весть!»
– написал А.С. Пушкин в 12 лет.
Он добился своей великой цели. Юрий Гагарин учился в ремесленном училище, когда увидел фильм про лётчика Чкалова. «Я буду Чкаловым!» — сказал он себе. И он стал первоклассным лётчиком, а потом и первым космонавтом, прославившим Родину. Можно привести сотни примеров, когда поставленная в детстве цель приводила человека к вершине его творческого развития, начиная от М.В. Ломоносова до прославленных русских спортсменов и героев труда, мастеров своего дела, таких как всемирно известный хирург Фёдор Григорьевич Углов, который и в сто лет проводил уникальные операции, писал книги и руководил трезвенническим движением России.
Высокая цель – спасение себя, своих родных, своего рода, других людей от алкогольной, табачной и иной наркотической зависимости и через спасение близких людей ставить своей целью укрепление своего народа, своей Родины.
В настоящее время в школах на уроках ОБЖ читается много лекций о вреде алкоголизма, курения, других наркотических зависимостей. Но во многих этих программах не устраняется противоречие между тем, что школьник слышит о вреде алкоголя, табака, других наркотиков и поведением употребляющих вредные, одурманивающие вещества родителей и родственников, близких школьника. О таком противоречии написал всемирно известный хирург, руководитель общественного движения «За трезвую Россию» Ф.Г. Углов. Его жена, врач Эмилия Викторовна Углова, организовала для учащихся 4-го класса, где тогда учился сын Угловых Гриша, занятия по профилактике алкоголизма и курения. Она через сына Гришу узнала, кто в классе лидер и попросила своего сына и его друга, лидера класса, подготовить минилекции о вреде пьянства и курения. Потом она пригласила весь класс на день рождения своего сына Гриши. Одноклассники поздравляли Гришу, пели песни, танцевали, пили чай, а в перерывах между этим Гриша и его друг прочитали одноклассникам маленькие, по 10 минут, лекции о вреде алкоголизма и курения.
Одно такое интересное мероприятие дало удивительный эффект: когда школьники класса, где учился Гриша, заканчивали школу, то никто из них не употреблял алкоголя и не курил и выпускники даже отказались от разрешённого в те годы на выпускных вечерах пива. А в семье Угловых произошёл такой эпизод. На день рождения Ф.Г. Углова прибыло много гостей. Сами Угловы на празднике вина не пили, но угощали вином других. И вдруг их сын Гриша убежал в соседнюю комнату и заплакал. Родители стали спрашивать, что произошло. А он сквозь слёзы проговорил: «А почему вы спаиваете гостей, когда сами вино не употребляете и говорите, что вино вредно?!» И к своей чести Ф.Г. Углов написал в книге «Из плена иллюзий», что они с женой с тех пор не стали угощать своих гостей вином… Дети острее многих взрослых чувствуют противоречие в словах и делах взрослых и учатся лицемерить, видя соответствующее противоречивое поведение родителей.
В 34-й школе г. Ижевска учительница уроков трезвости Н.И. Январская проводила занятия по профилактике курения во втором классе. Казалось бы, рано ещё во втором классе проводить такие занятия. Но она спросила детей: «А дома у вас кто-то курит?» Многие дети опустили головы и сказали: «Да!» «И что вы в таком случае делаете?» – вновь спросила учительница. «Ругаемся, говорим, что вредно, но они нас не слушают…» – хором стали рассказывать дети.
«Нет, не надо ругаться! – сказала учительница. – Знаете мудрость веков: «Чти отца своего и маму свою. И благо тебе будет,
и долголетен ты будешь на земле». Надо сказать что-то очень хорошее родителям и попросить их не курить, пожалеть вас, ведь курение родителей отражается на здоровье детей, на вашем здоровье». Через неделю маленькая девочка на уроке трезвости вышла вперёд и сказала: «Поздравьте меня, я своего папу отучила курить!» «Как?» – спросила учительница. «А я пришла домой и сказала папе: «Папа, я очень тебя люблю. И мама тебя любит, и бабушка. Но когда ты куришь, то отравляешь нас всех. У меня уже головка болит, и я не могу хорошо готовить домашние задания. Пожалуйста, пожалей меня и перестань курить!» И папа посадил меня на колени, погладил по голове и сказал: «Дочка, я даю тебе честное слово, что брошу курить! И слово своё сдержал!»
Ещё через неделю другая девочка вышла из-за парты и сказала: «И меня поздравьте! Я дома сказала такие же слова папе, и он тоже бросил курить».
Для того, чтобы удостовериться, что в семьях школьников в самом деле произошли такие чудесные явления, Нина Ивановна пригласила родителей второклассников на родительское собрание. И родители подтвердили, что в самом деле несколько родителей отказались от вредных привычек. А одна мама рассказала, что её восьмилетний сынок смог помочь освободиться от курения старшей дочери, которой уже 18 лет. Он все ходил за ней по пятам и повторял: «Ну перестань, пожалуйста, курить. Я не хочу, чтобы в нашей семье рождались дебилы и уроды!» Дети находят порой такие проникновенные слова, которые иногда не могут найти взрослые педагоги и психологи, родители.
В Удмуртском региональном общественном движении «За трезвую Удмуртию» разработана программа работы с семьями: «Дети спасают родителей». Дети – носители трезвости. Они острее пьющих людей понимают всю нелепость поглощения ядовитых наркотических веществ. Они испытывают и боль, и стыд за родителей-алкоголиков. Дети родителей-алкоголиков, как правило, хуже учатся в школе, бывают агрессивными, недисциплинированными. Многие из них не видят перспектив в жизни, кроме продолжения судьбы своих страдающих от алкоголизма родителей. В наше время без поддержки родителей трудно поступить в высшее учебное заведение и закончить его. Но когда школьники получают информацию о том, как можно избавиться от вредных привычек, а потом, освободившись от них, самому помочь своим родителям, у ребёнка появляется свет в конце туннеля. У него появляется важная цель – спасать своих родителей и близких от алкоголизма и других вредных привычек. Но он понимает, что для этого нужно иметь больше информации, лучше учиться, самому избавляться от вредных привычек и желательно на всю жизнь.
Так появляется высокая цель, формируется жизнеутверждающая программа на будущее. В Удмуртии создано общественное движение «Молодёжь за трезвую Удмуртию», и активисты этого движения, молодые люди, приходят к намерению помогать сверстникам и другим людям в избавлении от вредных привычек именно через стремление помочь своим отцам преодолеть эту вредную зависимость.
Пример урока трезвости: