«… ХОДИТ КАК РЫКАЮЩИЙ ЛЕВ, ИЩА КОГО ПОГЛОТИТЬ»
Скажи НЕТ алкоголю, не вреди себе! Как награда нам, через десятилетия, звучат слова Г.А. Шичко, одного из основоположников Пятого трезвенного движения, бурлящего в недрах угасающего народа. «Трезвенническое движение в наше время – самое гуманное, самое прогрессивное, самое благородное движение; оно способно прекратить путь алкогольной деградации народа, ежегодно спасать от гибели сотни тысяч соотечественников (данное слово эквивалентно авторскому «советян» и заменено — С.С. А.), укрепить здоровье населения, сделать жизнь более интересной, счастливой и обеспеченной, поднять авторитет и престиж нашей Родины. Участие в таком славном движении – крупное патриотическое дело» (с.296, т.2).
Трезвенники, как наиболее активная общественная сила в современной России, объединяются между собой в отдельные элементарные группы, не только по единственному признаку: неупотребление алкоголя, но и по различным, в том числе гражданским, политическим, экономическим, научным, производственным и прочим интересам. Они формируют своеобразные рефератные и экспертные объединения, которые способны оценить практическое преимущество жизни людей, не употребляющих спиртное. Участники отличаются от иных непредвзятым, глубинным взглядом на ту или иную проблему. Качество их суждений зависит не только от профессиональной компетентности, но и от того, что они живут трезво. В первую очередь, никогда не вливают в себя алкогольные растворы этилового разлива! Тем самым сохраняют от разрушения капиллярно-нейронные комплексы головного мозга, и не подвергают опасности высшие отделы психики. Во вторых, в силу индивидуального и коллективного здравомыслия, у них отсутствует, что наиболее важно, психологические барьеры неуверенности; нет социальной близорукости и астигматизма внутреннего зрения, что наблюдается у лиц с искажённым сознанием, по причине наличия питейной программы. В-третьих, трезвенники стремятся совершенствоваться в духовно-нравственной, морально-этической и интеллектуально-физической областях. Такая кругозоркость позволяет им выйти за пределы шаблонного мышления, вносить новые жизненные смыслы, высшего порядка ценностных эмоций, таких, как: вера в Творца Вселенной и человека, любовь к Родине, служение Отечеству, святость семьи и рода, верность данному слову, преданность долгу, забота о ближнем, готовность положить душу «за други своя», хранение чести и др..
В статье «Трезвость наше неизбежное ближайшее будущее» Г. А. Шичко (здесь и далее даются ссылки на труды автора теории психологического программирования, собранные в двухтомник «Метод Геннадия Шичко» — М. «Концептуал», 2024 г.) поясняет: «Питейная запрограммированность – такое изменение сознания, которое заставляет человека употреблять спиртные напитки, даже если они вызывают отвращение и тяжёлые реакции (тошнота, рвота и т.п.). Запрограммированный вынужден как бы автоматически выполнять программу, сформировавшуюся в его голове. Напрасно похваляются умеренно пьющие своим умением «держать себя в руках» (с.302, т.2). — Здесь исследователь не заостряет внимание на масштабности и широте данного социально-культурологического-политико-экономического явления, на феномене того, что питейная запрограммированость русского и других коренных, одновременно с тем колониальных, народов осуществляется с детских лет, практически с рождения до совершеннолетия и далее по жизни в родной его стране. Также он не описывает физиологический механизм опьянения, который подобен предынсультному состоянию, разной степени тяжести, но, безусловно, подразумевает это.
Далее (с.303, т.2) разработчик концепции уточняет: «Питейная запрограммированность состоит из настроенности на употребление спиртного и питейного убеждения. Алкогольная настроенность или настройка, план или программа отношения человека к алкогольным напиткам (Что пить? Сколько? В какой обстановке? и др.). — По сути, речь идёт об алкоголизме, как идеологической теории жизнедеятельности населения, где данная надстройка довлеет над всеми идеями, смыслами, мировоззренческими концептами, внедрена в традиции и образ жизни аборигенов. Здесь можно говорить о сформированной искусно национальной ментальности, когда в уме каждого жителя присутствуют мысли о спиртном, вызывающие соответствующие рефлекторные реакции, где уже сформирована психология пьяницы (известно, например, что уже в дошкольном возрасте дети играют в алкогольные застолья). По этому поводу не редко можно услышать оценочное суждение, оправдывающий порок, типа, «у них (у меня, у нас) такой менталитет, они так устроены» и т.п.
Там же учёный сообщает, что «питейное убеждение – уверенность в том, что алкоголепитие представляет собой естественное, нормальное и даже неизбежное в нашей жизни занятие. Суть его состоит в оправдании этого занятия. Оно как бы принуждает человека пить спиртное, угощать им других и добровольно заниматься проалкогольной агитацией и пропагандой. Широкое распространение пьянства объясняется активной деятельностью пьющих, которые в своих книгах, статьях, кинофильмах, стихотворениях и т.п. явно или замаскировано пропагандируют алкоголепитие, производят как бы идеологическое спаивание населения». — На рубеже ХIХ-ХХ столетия, активный участник трезвенного Движения, профессор Киевского университета Святого Владимира, почётный член Ктевской духовной академии, председатель отделения Союза русского народа, публицист, основатель журнала «Вопросы нервно-психической медицины и психологии» психиатр И.А. Сикорский (1842-1919) отмечал, что во всех произведениях, исходящих от пьющих деятелей литературы и искусства, имеется явно выраженный «алкогольный стиль» — такая вот психиатрическая особенность.
Отметим, что Г.А. Шичко, попутно, косвенно указывает на возможные виды психологической запрограммированности и, соответственно, убеждённости, например, религиозной, сектантской и пр. Напрашивается вывод, что политическая и иная идеологическая убеждённость, есть результат соответствующей запрограммированности. Поэтому не стоит удивляться тому, что государственные мужи: правители, сенаторы, депутаты, чиновники, служащие и пр., разговаривают с трезвенниками «на разных языках». В силу сформированной в мозгу, на уровне нейронных связей, алкогольной программы, они уже другой социально-биологический вид человека, который мы ранее отнесли к Homonarkoticus. Несмотря на то, что собеседники разговаривают, казалось бы, на одном, понятном для каждого из них языке, они друг друга не понимают, в силу отсутствия общего представления о проблеме: для одних вино – яд и наркотик, для других – это праздничная пища, «благородный напиток» и т.п. (Подобное у трезвенников к слову «трезвость»).
Современный российский учёный, доктор исторических наук Вардан Багдасарян, рассматривая матрицу общественного сознания, под углом манипуляции и зомбирования общества, обращает внимание на конструктивистский подход Джема Локка, который считал, что человек – это белый лист бумаги, куда можно написать, нарисовать всё, что вздумается его проектантам. В качестве инструмента влияния он указывает на такие способы воздействия, как приказ, принуждение, мотивирование, манипуляцию, зомбирование, программирование. Данные «ключи» к сознанию масс взяты из учебников общественных наук евро-колонизаторов. При этом приказ и принуждение относятся к прямому указанию объекту к совершению чего-либо, а мотивация и манипуляция направлены на субъект, как носитель потребностей, которые можно достичь, после выполнения определённых действий, как тому будет казаться сознательных. Зомбирование, как и программирование, отнесено к разряду бессознательных поведенческих актов, когда индивид уже считает своим правом и обязанностью поступать именно так, как ему хочется, но заданным образом, стереотипно реагируя относительно чего-нибудь или кого-то. Но если зомбирование отнимает у человека способность мыслить самостоятельно, то программирование характеризуется потерей свободной воли, когда личность утрачивает субъектность и превращается в социальный вирус — запрограммированное антропологическое устройство, направленное на бездумное, алгоритмичное выполнение задачи, ради реализации программы, в которой живёт всем своим существом. Он перестаёт быть свободным, нравственным, имеющим право выбора между добром и лукавством, хорошим и злым, полезным и вредным. Для достижения цели расчеловечевания используются, как электронные и печатные СМИ, так и институты образования, культуры, искусства и религии, а также информационные поведенческие суггестивные образцы, давящие личность своим авторитетом, примером и харизмой. Другими словами: осуществляется инфотипизация сознания, с внедрением в архетипы памяти конструкции образцов и смысловых инфотипов.
В качестве классических методов риторики, из практики Аристотеля, исследователь массового сознания представил четыре вида суггестии. Логос – что говорит оратор, какие мысли, идеи и т.д. транслирует. Здесь убеждение достигается посредством логических умозаключений, мыследеятельных подходов, речевых оборотов, передачи и закрепление идеи в сознании реципиента, в виде якобы собственного логического заключения. Этос – кто говорит, насколько авторитетен ритор, соответствует ли его статус представлению слушателя о рангах. Большую роль тут играют его ценности, нормы, жизненная позиция. Пафос – как ярко, образно, красочно, энергично говорит выступающий, какие эмоции при этом испытывает слушатель; переживания ложатся в основу убеждения. Вероятно, для данного вида целесообразно использовать словосочетание «эмоциональный интеллект», который при формировании убеждений не менее эффективен и значим, чем когнитивный багаж знаний. Зачастую именно эмоциональная основа способствует как импульсивному, так и целеустремлённому побуждению совершения поступка. Каирос – благоприятный момент, контекст, подходящее время, пространство, где сходятся и логос, и этос, и пафос. Они вместе сопоставлены в едином процессе целеполагания, для совместного решения задачи — убедительной речи: логичной, авторитетной, образной, искренней, эмоциональной, представленной слушателю в «самый нужный момент».
В данной парадигме находится и публика, употребляющая спиртное. «Питейное убеждение – уверенность в том, что умеренное употребление спиртного – дозволенное, нормальное, оправданное и неизбежное в наше время занятие. Человек поступает в соответствии со своим убеждением, отстаивает его и пропагандирует. Обладатель питейного убеждения уподобляется религиозному человеку с той лишь разницей, что один верит в несуществующие благотворные свойства спиртных напитков, другой – в наличие сверхестественных сил. Всякая необоснованная вера осложняет жизнь, придаёт ей неустойчивость, повышает вероятность всевозможных бед. Выпивающие – это как бы заблудившиеся люди, частично потерявшие хорошую, разумную ориентировку в жизни из-за недостатка достоверных сведений по алкогольной проблеме и из-за тенденциозного отношения к ней (с.286, т.2; «Женщина и трезвость»).
Отметим, что современная информационно-цифровая индустрия способна программировать своего потребителя минуя речевой локус «убеждение», хотя и не спешит сдать данный модус в утиль. Тем не менее, в психотерапевтической, психологической, образовательной и педагогической практике именно убеждение лежит в основе воспитания и коррекции поведения. «С помощью правдивой информации, примера, убеждения словом и делом легко можно умеренно пьющих освобождать от питейной запрограммированности, а в отдельных случаях переделывать алкоголика в убуждённого трезвенника» (с290, т.2). Последователи Г.А. Шичко, опираясь на его открытие в области физиологических механизмов второй сигнальной системы, а следовательно и благотворной речевой деятельности, особое внимание уделяют именно убеждению, как наиболее действенному способу исправления сознания, в том числе общественного и массового сознания. Игнорирование противоалкогольных сведений и «законодательства, навязывание спиртного другим под видом угощения, распространение неверных сведений об алкоголе и последствиях его употребления – всё это представляет собой реализацию питейной программы. Она в какой-то мере деформирует мировоззрение человека, искажает восприятие и понимание им окружающего, отрицательно сказывается на социальных чувствах и поведении. Питейно запрограммированному обычно кажется, что всё человечество поглощает алкоголь, что среди здоровых людей нет трезвенников» (с.286-287, т.2).
В своих печатных трудах учёный доказывает: «Противоположностью питейной запрограммированности является трезвенная запрограммированность, которая заставляет человека решительно отвергать спиртное как напиток» (с.303, т.2). Данное утверждение красноречиво указывает, что трезвость не является врождённым состоянием, но приобретённым, то есть, трезвость – это состояние ума, но не тела, форма, вид сознания, но не сомы. Однако среди трезвенников есть ещё такие, кто думает иначе, настаивая на том, что трезвость – врождённое состояние, биологическая и психическая норма человека, что является глубоким заблуждением, которое искажает смысл всей общественной трезвенной деятельности. В логике изложения автора концепции, который считал, что «главными компонентами питейной запрограммированности являются настройка на употребление спиртного и питейное убеждение» (с.286, т.2), настройка на безалкогольную, трезвую жизнь и трезвенное убеждение служат основой трезвенной запрограммированности. Настройка на трезвость – это планирование своего отрицательного отношения к спиртным изделиям, а трезвенное убеждение – уверенность в том, что неупотребление спиртного – это сознательная норма поведения, естественная, само собой разумеющаяся здоровая жизнь. «Принципиальный трезвенник в отличие от алкоголепийцы обладает не верой в спиртное, а научным противоалкогольным убеждением» (с.286, т.2).
Г.А. Шичко проводит мысль, что «между убеждёнными трезвенниками и умеренно пьющими, я уже не говорю об алкоголиках, существует принципиальное различие, не случайно у них собственное понимание многого и между собой они «разговаривают на разных языках»… Убеждённые трезвенники, как правило, настоящие патриоты, они не довольствуются тем, что сами не употребляют спиртное» (с.303, т.2). «Употребление спиртного, особенно злоупотребление им, тем более алкоголизм – крупнейшие недостатки человека, которые делают его неполноценным. Это неполноценность столь значительна, что на её фоне блёкнут достоинства, а со временем утрачиваются вовсе. Пьянство делает гения посредственностью, а затем слабоумным, высокоморального человека – безнравственным, красавца – внешне противным, богатыря – малосильным и дряхлым» (с.292, т.2). «Питейную запрограммированность нельзя подавить лекарствами, лозунгами, проклятьями, угрозами и репрессиями. На неё можно успешно влиять только специальными психологическими воздействиями: правдивой, впечатляющей информацией, переубеждением и т.п.» (с.287, т.2).
Разработчик научной теории трезвенного программирования полагал, что большую пользу снижению пьянства, особенно в молодёжной и женской среде способны принести самодеятельные трезвеннические объединения или клубы. «Для успешного выполнения своих задач члены клуба должны располагать соответственными знаниями и в первую очередь твёрдо усвоить противоалкогольный минимум» (с.294, т.2). Г.А. Шичко считал, что наряду с другими названиями клубов, наиболее подходящее: «Клуб оптимализма» или «Клуб оптималистов». Термин «оптимальный» означает наилучший. История человечества по существу есть история оптимизации его жизни… Оптимальное отношение к спиртному – принципиальный отказ от его использования в качестве напитка… Ясность сознания – оптимальное состояние мозга. Алкоголь, табак и фармакологические наркотики приводят мозг в отрицательное, нередко в пессимальное (наихудшее) состояние. Алкоголепийцы идут путём пессимализма, а не оптимализма.
Основные задачи клуба оптимализма: 1) помощь клубистам в организации оптимальной жизни (здоровой, радостной, полезной и т.п.); 2) содействие отрезвлению семей клубистов; 3) распространение правдивых сведений об алкоголе и табаке и последствиях их употребления; 4) устная и печатная пропаганда трезвости; 5) выработка у детей трезвеннической и противокурительной запрограммированности и 6) борьба за строгое соблюдение советского противоалкогольного и противокурительного законодательства.
Конечная цель клуба – отрезвление коллектива, при котором он создан» (с.293, т.2).
Методолог трезвости обращает наше внимание на три вредные теории, которые распространяются устно и письменно в русскоязычном обществе, которые наносят огромный вред нашему народу. Условно они обозначены им так: 1. «Теория заполнения алкогольного вакуума», она сводится к утверждению: «нельзя вытеснять из жизни казённые алкогольные напитки, поскольку образовавшийся вакуум заполняет самогон и различные суррогаты, что сделает положение ещё более тяжёлым. Поклонники теории всячески чернят «сухие законы», уверяя, будто они провалились, потому что принесли больше вреда, чем пользы. В действительности же «сухие законы» не провалились, а их сознательно провалили реакционные силы, которые были заинтересованы в спаивании населения. Подобные силы объединились в специальные организации, чтобы уничтожить трезвенническое движение» (с.287, т.2). «Жизнь показывает, что распространению поглащения суррогатов подпольного производства питей содействует государственная продажа спиртных напитков и официальное признание алкоголепитие законным и нормальным деянием» (288, т.2).
«Ни одна запретительная система не была отменена по вине населения в странах, правительства которых отстаивали её и вели непримиримую борьбу с нарушителями, она выдержала испытание временем. Мусульманское население арабских стран второе тысячелетие трезво живёт и не посягает на религиозный запрет. Во многих странах благополучно существует запрет на спиртное и его не собираются отменять» (с.231, т.2). «Сивушники лживыми разглагольствованиями о порочности «сухого закона» одурачили очень много несведущих, в том числе учителей, а они ложные представления внедряют в сознание учащихся и тем деформируют его.
Люди, обладающие здравым и деловым мышлением, это в первую очередь простые труженники, видят преимущества запретительной системы, поэтому высказываются в её пользу и недоумевают, почему не воспользуются ею, чтобы сразу избавиться от многочисленных мер и потерь?
Запрет на производство и торговлю алкогольными напитками – радикальный способ решения алкогольной проблемы, он сам по себе способен утвердить в стране трезвость» (с.232, т.2; «Основная трезвенная терминология»). И далее, тут же, для своих последователей и единомышленников: «Более подходящий метод – избавление соотечественников (слово заменено вместо «советян») от проалкогольной запрограммированности и оказание им помощи в усвоении научных знаний с тем, чтобы они стали благоразумными или сознательными трезвенниками. Трудно сомневаться в том, что обретением трезвости подавляющим большинством не замедлит появиться запретительная система». Собственно, все последующие годы до сего дня Пятое трезвенное движение тем и занимается, что избавляет людей от проалкогольной запрограммированности по «методу Шичко», но воз и ныне там.
- «Теория культурного умеренного питья» заключается в «признании обучения людей «культурному употреблению» алкогольных напитков основным и наиболее эффективным направлением борьбы с пьянством и алкоголизмом. Правда, пока ни один культуропитейщик не подтвердил практикой свою теорию.
Жизнь показывает, что так называемое культурное или умеренное питьё – благоприятная почва для пьянства. Именно на ней вырастают пьяницы и алкоголики…
Культура и алкоголепитие несовместимы, антиподы. Понятие «культура пития» такая же нелепость, как и понятия «культура хулиганства», «культура воровства», «культура убийства» (с.288, т2).
- «Теория алкогольного скепсиса» — отрицает возможность вытеснения из жизни нашего народа спиртного, «признаёт сложившуюся ситуацию тупиковой, безнадёжной. Отдельные скептики теоретически допускают возможность отрезвления народа, но думают, что проку от этого не будет, поскольку, по их мнению, люди начнут употреблять наркотики и другие вредные вещества. Трезвенническое движение признаётся ненужным и даже вредным.
Все три теории абсурдны, они выдуманы, придерживаются и распространяются, как правило, врагами успешного решения великой, благородной и престижной социальной задачи – отрезвления нашей страны. Приведённые сивушные теории исходят из фальшивой и человеконенавистнической установки…
Пророчество, будто в случае запрета продажи алкогольных напитков население начнёт производить самогон и поглощать всякую отраву, — клевета на наш народ. Такое пророчество равносильно объявлению всех нас потенциальными преступниками, готовыми при первом удобном случае продемонстрировать свои уголовные наклонности.
Почти все мы не только не станем нарушать запрет на алкоголепитие или продажу спиртного, но будем приветствовать, и поддерживать его. Так думать заставляет история нашего народа» (с.289, т.2). — Принятие в России антикурительного закона, против которого выдвигались подобные аргументы, доказывают несостоятельность данной теории опасений: народные массы с пониманием, если не с восторгом, восприняли запрет на курение, а многие, после вступления закона в силу, с радостью перестали травить себя и окружающих табачным дымом: «бросили» курить.
Вскрывая запретный для народонаселения пласт многовековой борьбы предшественников против колонизации, которая осуществлялась посредством его массовой алкоголизации и умышленной деградации, исследователь даёт чёткое определение форме национального сопротивления – всем трезвенным движениям: «это широкая активная противоалкогольная деятельность населения» (с.233, т.2), подчёркивая, что всегда в нём активно участвовала наиболее прогрессивная часть общества. Делая вывод, наш старший соратник категоричен: «Нельзя быть активным бойцом противоалкогольного фронта, не осознав несостоятельность, абсурдность и вредоносность этих теорий» (с.287, т.2).
«Трезвенное движение – важное социальное явление, свидетельствующее о высокой сознательности его участников, их патриотизме, заботе о потомках. Суть его состоит в борьбе против употребления спиртных напитков. Трезвенное движение оздоровляет жизнь общества, трудовых коллективов, семей и отдельных граждан, снижает заболеваемость и смертность населения, содействует техническому прогрессу, развитию науки, подъёму экономики, повышению работоспособности, парализует преступность, хулиганство и тунеядство. Это движение делает честь стране, в которой протекает» («Трезвенные движения в нашей стране, их особенности и практическое значение», с.297, т.2).
Лестно читать эти слова, когда сам являешься участником трезвенного движения. Но не всё так гладко в нашем королевстве. Любое общественное движение априори состоит из отдельных людей, групп, единомышленников, которых объединяет идея, общая цель, пути к которой могут быть различны, более того, участники одухотворены, так как их ведёт к цели общий настрой, движет вперёд единая сила духа. Как и в любом коллективе, среди малых и больших групп, обществ, лидеров имеются разногласия по тем или иным вопросам – это нормально: конфликты, неприятия, психологические выгорания, отторжение, уход, возвращение, очередной поиск оптимальных решений, совместные достижения и промежуточные победы.
Изначально Пятое трезвенное поставило перед собой глобальную цель: введение в стране «сухого закона» и утверждение трезвости, как общепризнанного национального мировоззрения, ради возрождения былого величия коренных народов государства. И те участники, которые становились соратниками, бойцами на этом невидимом фронте за светлое будущее своих потомков, были изначально согласны с заданным курсом. Постепенно, в силу различных причин, главным образом человеческого фактора и социально-политической трансформации государственной системы, происходила модернизация, групповая молекулярная межвидовая реакция, атомизация и, как следствие, преобразование самого Движения.
Примечательно, что в силу обстоятельств и веяния времени, ядром Пятого трезвенного движения стали две организации: «Союз борьбы за народную трезвость», председателем которой был известный научный и общественный деятель страны Ф.Г. Углов (1904-2008), и «Оптималист», под председательством Ю.А. Соколова (1940-2001), последователь Г.А. Шичко (1922-1986) и первый популяризатор его метода.
Общественное движение отличается об общества трезвости, которое – «добровольная и обычно многочисленная организация, борющаяся за трезвость» (с.220, т.2), — своей разноликостью и, зачастую, разношёрстностью и многозадачностью. Тем не менее, современное трезвенное движение оттого и существует, несмотря на разноречия и конфликты, без которых развития нет, что оно объединяет людей однотипного миропонимания в вопросах выживания, конкуренции и процветания; которые понимают и согласны с тем, что «Будущее принадлежит трезвым нациям» — народам, где алкоголь, на законодательном уровне, не является «пищевым продуктом» и запрещён; для кого выражение «Только трезвая Россия будет великой державой» — не просто слова, а внутреннее убеждение, смысл жизни, личностный подвиг. Благодаря этой духовной связке и свободной мыследеятельной активности из трезвеннической среды, естественным образом возникло и оформилось православное духовно-нравственное трезвенническое направление, в виде Иоанна Предтеческого братства; выросло научное направление – собриология, и вызрело несистемная политическая организация «Партия сухого закона России».
К сожалению, не обошлось без потерь. Из личностных амбиций и тщеславных побуждений трезвенное движение покинули несогласные с общим курсом, подстрекаемые и ведомые лицемерным лидером, который значился одним из региональных координаторов. Ими была создана организация казарменного типа, члены которой беспрекословно подчинялись своему лидеру. При этом в названии организации, как и её региональных филиалов, присутствовало слово «трезвость». Постепенно структурное функционирование объединения уподобилось секте, где глава слыл даже не вождём, а гуру, которого новоявленные адепты называли не иначе, как «учитель». Тот не только изустно вещал, но записывал видео-ролики со своими проповедями и выставлял их в Интернет-пространство; проводил спецгруппы, формируя из присутствующих мини-учителей и заставляя тех идти с проповедями в учебные заведения; издавал литературу собственного сочинения, выдавая то за единственно верное «трезвое» учение.
Анализ содержания доступных материалов, тех устных и письменных речевых продуктов, что транслировались в информационное пространство и множились его «учениками-адептами», подверг критике не только новояз, но и смыслы, закладываемые в «головы» слушателей. В качестве добровольных экспертов выступали участники Пятого трезвенного движения, его ветераны, опытные преподаватели «метода Шичко», имеющие многолетний практический опыт трезвенной работы с людьми. При этом некоторые из этих трезвенников имеют научные степени, в своё время защищали диссертации в различных областях знаний, и обладают навыками не только комплексного, но и системного, стратегического мышления. Независимо друг от друга эксперты выявляли не только слабые стороны посланий, но и их враждебный настрой, направленный в сторону отельных авторитетов и функционирования всего Движения. Неоднократно обращалось внимание оппонентов на ненаучность излагаемого теми параллельного учения, где подменялась духовно-нравственная суть, научно обоснованные смыслы концепции Г.А. Шичко собственными домыслами и отрицались суждения учёного под разными предлогами. В частности, последователям категорически было запрещено использовать ряд словосочетаний, наиболее неприемлемым, болезненым оказалось «сухой закон». Была до неузнаваемости искажена основная трезвенная терминология, начиная с дефиниции «трезвость» и т.д.. В своём ораторском искусстве «учителя» дошли до того, что низвергли Пятое трезвенное движение, объявив себя участниками шестого трезвого движения. При этом напрочь отвергая мысль, что их «трезвое общество» всего лишь часть Пятого трезвенного движения, какими являются множество других общественных организаций, самодеятельных групп, коллективов и т.д.
Отметим, что, в целом, трезвенники, в том числе ветераны трезвенного движения, которые 20-30-40 лет участвуют в отрезвлении нашего народа, не настаивают на том, чтобы кого-то против чьей-то воли «загонять» или «держать» рядом с собой. Участие в трезвенной деятельности дело добровольное! Они считают всех участников соратниками, не смотря на их политические, религиозные, мировоззренческие взгляды, в том числе и «раскольников», «сектантов», огульных «оппонентов» и пр., если те ведут хоть маломальскую антиалкогольную деятельность. Несмотря на существенные разногласия, даже такие, как в данном случае, когда те отвергают для себя правоту теории «Заполнения алкогольного вакуума» и активно выступают против «сухого закона», под предлогом, что «сухая ложка рот дерёт». Или сами распространяют мифы из теории «Алкогольного скепсиса», о бесполезности, нецелесообразности и даже вредности «отнимание алкоголя» до того, как те не пройдут «уроки трезвости».
Сравнение подаваемого слушателям материала из «метода Шичко» и «уроков трезвости» отражает сходность изложения мыслей. По другому не может и быть, так как в основу положен классический вариант лекций трезвенников «всех времён и народов», под углом медицинских, социологический, политических, религиозных, психологических, педагогических, культурологических, другими словами, гортоновических и собриологических исследований. Более того, «учителя трезвости» излагают «своими словами» популярные лекции «профессора Жданова», базируются на их основе, зачастую, именно эти лекции «тронули их сердца». Вероятно, чтобы не повторяться и выглядеть оригинальными, в своих «проповедях» они изъяли «ждановский», как они считают, пассаж о «сухом законе», заодно очистив текст от «масонов» и «тайных заговорщиков», с их проектами глобализма. В соответствии с «новым» изложением, есть некто, неведомое существо, кто «отнимает трезвость», потому что она, мол, не охраняется законом.
Эксперты полагают, что изменения в концептуальных положениях вольного изложения произошли на почве личностного конфликта лидера отпочкования, с руководством Движения. Впрочем, из психиатрии известно, что паранойяльные приступы зачастую заканчиваются манией величия, когда пациенты начинают мнить себя «наполеонами», «черепашками ниндзя» и т.д. Не всегда разоблачение подобных измышлений, или, даже намёк, на несоответствие образа оригиналу, а то и неприятие постулатов больного, заканчивается благополучным исходом. Во избежание агрессий и бед, которые те могут натворить, таковых убирают подальше от общества. Как правило, причиной подобных навязчивых идей является банальное убеждение и самоубеждение, на почве «униженного», как пациенту кажется, самолюбия, в религиозной трактовке тщеславия. В духовных терминах христианства подобные душевные состояния обозначают, как «гордыня». Трезвение – это навык наблюдения за своими душевными порывами. Трезвясь, наблюдая за своей душевной жизнью, тайными помыслами, во избежание развития греховной страсти, христианин исповедуется, держит плоть в посте, ум — в молитве, а душу в покаянии.
Гордецам и атеистам сложнее, так как самость, повышенное самомнение, уязвлённое достоинство не допускают даже мысли о возможном заблуждении или ошибке в мышлении. Поэтому психические отклонения, подобно эпилепсии, продолжают прогрессировать. Внешне это может отражаться в изменении поведения: неприятии чужого мнения, агрессивным нападкам на оппонента, в котором больной видит своего соперника, считая, что тот для него представляет угрозу. Кульминацией развития психических отклонений гуру-учителей становятся их физическое столкновение на уровне ментально-смысловых внутренних конфликтов, с кажущимся оппонентом и врагом, что может привести к уголовному преступлению. Известны случаи, когда «бросившие пить» наносили увечья. И даже в споре, отстаивая «правоту», убивали противившихся их «трезвой» установке.
Беспрецедентным оказался случай, который произошёл в географическом центре России. Трезвенники Красноярья запланировали проведение традиционного слёта трезвенников. На этот раз, на «Трезвый слёт Сибири» был персонально приглашён инициатор и руководитель УСТ из Тюмени, вдохновитель и главный ритор проекта «учитель трезвости» — А.А. Зверев. На поляну под Сосновоборском, на берег речки Есауловка, собрались немногочисленные трезвенники из организаций УСТ, СБНТ, «За трезвость нашего народа», «Партия сухого закона России», «Общее дело», православных обществ и др.; съехались соратники из Ставропольского края, Тюменской области, Красноярского края, республики Бурятия и Хакасия; и т.д. С приветственным словом из Красноярска прибыл председатель КРОД «Трезвая Сибирь», автор этих строк, С.С. Аникин. В память о безвременно ушедшем соратнике Г.А. Щукине, руководителе красноярского отделения партии трезвенников, сосновоборце, ветеране трезвенного движения, одного из первых организаторов этих встреч-слётов, он в руках держал знамя партии, бело-красный стяг с вензелями «СЗ», на котором было написано крупными печатными буквами «Партия сухого закона России». После фотосессии с желающими сделать снимок на память, знамя было водружено перед входом в шатёр для заседаний, где ветер бережно трепетал о полотно стяга, напоминающего присутствующим об основной цели.
Вскоре состоялся разговор с уважаемым гостем, приглашённого в качестве ведущего спикера запланированного мероприятия. Главный «учитель трезвости» потребовал убрать знамя, так как оно дискредитирует организацию УСТ и его, Зверева, лично. В качестве аргумента были предъявлены претензии к тому, что знамя – это символ, как и слова, которые несут смыслы противоположные мировоззрению собравшихся его сторонников. Поэтому ему бы не хотелось, чтобы кто-либо выставил в информационное пространство Интернет фотографии или видеоматериалы мероприятия, на котором присутствуют чуждые им смыслы, где есть подобные знаки и символы; в данном случае флаг. Потому что, от него могут отвернуться спонсоры, сторонники и т.д.. И вообще, это не их формат!
Услышав категоричное возражение и заявление, что убеждением не торгуем, что это знамя есть смысл и символ Пятого трезвенного движения, к которому принадлежит и Зверев, а кому не нравится, тот может покинуть данное мероприятие. Творец УСТовцев был возмущён, и бросился было сорвать стяг, но был остановлен предложением, присутствующего при разговоре организатора, рассмотреть данный вопрос на совете слёта, который состоится перед началом мероприятия. Напомнив, очередной раз, что прибыл лишь с приветственным словом, после которого намерен возвратиться в Красноярск, постарался успокоить взбесившегося гостя.
На информационном совещании данный вопрос благоразумно не был поднят. После обсуждения программы первого дня слёта, всех прибывших попросили выйти на поляну, для, торжественной встречи. Сразу же инициативу на себя взял Зверев и велел всем встать в круг и взяться за руки, после чего каждому рассказать о себе. Это известная психотехника, другими словами, гипнотический приём, который активно используется в группах подобного рода, с целью гармонизации, точнее, гипнотизации, притупления сознания участников. Я тоже встал в круг, в трёх человеках от ведущего. В руках у меня было знамя Партии сухого закона России и портрет академика Ф.Г. Углова, вдохновителя участников Пятого трезвенного движения.
Когда очередь дошла до меня, и я начал говорить, с тылу налетел мой разъярённый, стародавний друг СанСаныч. Он схватился двумя руками за древко и стал вырывать и выкручивать полотнище. Может быть с целью порвать, поломать и выбросить его в речку, что протекала в коротком броске от него? – Участники остолбенели, его «ученики» через секунду-другую взъерошились, готовы были броситься ему на помощь, но внешний окрик, присутствующего тут же Первого заместителя председателя СБНТ, редактора трезвеннических газет Г.И. Тарханова, привёл нападавшего в чувство. Нельзя сказать, что Зверев протрезвел, но остановился, будто очнувшись от эпилептического припадка, и осовело вернулся в строй «на своё место». Мне пришлось сгладить конфуз, поведать молодым людям, что мы с нападавшим знакомы более тридцати лет, рассказать, что совместно создавали движение Трезвая Сибирь, напомнить агрессору, как в начале-середине 90-х, ещё когда тот был в СБНТ и состоял «Оптималисте», я внушал ему на всесоюзных слётах трезвенников, проходивших на уральских озёрах, что необходимо создавать, конструировать трезвенное иинформационное пространство, в котором должно доминировать слово «трезвость», тянущее за собой расширенный трезвенный тезаурус и т.д.
Одновременно с этим, виновник совершал поясные поклоны, которые приняты в восточных единоборствах, и произносил слова извинения присутствующим за устроенный дебош. Впрочем, известно, что слащавые улыбки, внешнее, публичное извинение в тех традициях мало что значат. Они служат своеобразным этикетом, после которого, зачастую, следует «нож в спину».
Нельзя сказать, что происшедшее стало неожиданностью. Скорее, неожиданным было нападение, которое произошло за несколько часов до этого случая, когда я стоял на остановке со знаменем, в ожидании легкового автомобиля, рядом с киоском розничной распродажи печатной продукции. Во время разговора по телефону, с соратниками из Хакассии, которые уточняли, куда нужно подъехать за мной, из киоска выскочила женщина и накинулась на меня с кулаками, стала вырывать знамя «Партия сухого закона России» и пытаться раскидать газеты «Соратник», «Подспорье», бывших в пакетах из-под сахарного песка. Моё сопротивление напору сумасшедшей закончилось тем, что на руках моих появились царапины. Неудовлетворённая особа заскочила обратно в киоск, выбросилась от туда с телефоном в руках и начала скакать в припрыжку, вокруг странного человека с флагом и пачкой газет. Его изображение со всех сторон было зафиксировано на телефон, по которому гражданка вызвала полицию, сообщив приметы, с подробным описанием флага. Не знаю, чем бы закончилось сия эпопея, если бы путешественники, вдруг ставшими моими спасателями, задержались подольше. Таким вот образом я уже был морально подготовлен к подобным сценам внимания, тем более, что мои попутчики оказались «трезвыми». Поэтому при аналогичных, но уже сознательно враждебных инцидентах со стороны тех, кого называл соратниками, но кто оказался обыкновенным сектантом, испытываешь огорчение и разочарование,
К сожалению, хулиганский инцидент на поляне имел своё подлое продолжение. После того, как колдовскому кругу поступила команда» «разойтись», «фотографироваться», знамя мною было возвращено на прежнее место и гордо, под лучами солнца, радовало окружающий мир красно-белыми цветами и верным целеполаганием. Но, отойдя по своим нуждам (попить и пр.), а затем, вернувшись, стяга партии на месте не увидел. На вопрос, где знамя? – следовало зловещее молчание. Я спросил Григорий Ивановича, не знает ли он, тот указал за спину выступающего А.А. Зверева, который приплясывал перед публикой, делая вид, что ничего не происходит: он ничего не знает, ничего не видел. Хоругвь партии трезвенников был обнаружен брошенным на землю, поруганным врагами сухого закона, за баннером с «трезвыми» картинками и кричалками секты УСТ.
Я развернул полотнище. Зверята показали свой оскал.
Чтобы успеть на последний автобус, идущий из Сосновоборска до Красноярска, под мурлыканье наших гимнов, с бодро развевающимся флагом, зашагал в сторону автостанции, напоследок обратившись к руководителю секты, выразив надежду, что тот образумиться, придёт в себя, перестанет зомбировать молодёжь, раскается и возвратиться вспять, как блудный сын. Через несколько сот метров от лагеря, меня догнал автомобиль. За рулём был Г.И. Тарханов: «Садись». Благодаря солидарности соратника, успел на последний автобус. Мест не было, пришлось ехать стоя. Было время, над чем порассуждать.
Действительно, всё символично: географический центр России; трезвенники; партия сухого закона России, последний день петровского поста. Кто-то похохатывал: дружеская встреча двух «апостолов трезвости» – Сергея Сергеевича и Александра Александровича, в канун престольного праздника апостолов Петра и Павла. Ничего смешного в этом нет: всё про-мыслительно, поэтому прошу отнестись к происшедшему со вниманием и молитвой. Когда-то, в середине 90-х годов, бурятский благочинный, настоятель реставрируемого тогда храма в честь иконы Пресвятой Богородицы Смоленская, протоирей Олег Матвеев, в канун храмового праздника августовских дней, уже называл меня апостолом. Где-то даже сохранилась чёрно-белая фотография, где на фоне заднего церковного входа запечатлены Президент республики, глава города, настоятель и аз, грешный. Позднее между нами возникали недоразумения. Но разве это важно? – Главное, что в республике появились православные, да и светские, буддистские то ж, общества трезвости, что бурятский люд сделал первые шаги к отрезвлению.
Вот и теперь Господь вразумляет нас, окаянных гордецов, словами из Первого послания апостола Петра (5-8): «Трезвитесь, бодрствуйте, ибо противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить».
Куда слепец за собой слепцов выведет?
Не скрою, тяжёлый осадок остался от случившегося в тот последний день петровского поста, будто родного человека хоронить пришлось. Поделился переживаниями с соратниками, в том числе живущими от меня за тысячи километров. Их возмущению нет границ! Они настаивали, чтобы придать конфликту широкую огласку, чтобы соратники дали оценку безобразному, противоправному, болезненному поведению явного врага трезвенников, противнику отрезвления нашего народа. Не возможно себе представить, чтобы, например, Ф.Г. Углов, или Г.А. Шичко, да и любой здравомыслящий человек так себя повёл, тем более соратник, единомышленник, стародавний друг. Стыдно, что признанный лидер «трезвого» общества, гордящийся тем, что он «уже 42 года в этой системе», уподобился бешеному псу.
Не мне судить: Бог рассудит. Но ряд соратников считают, что оценку такого поведения и причин, побудивших на противоправное действие в трезвеннической среде, должен дать Совет старейшин Пятого трезвенного движения России, созданный в 2021 году, по инициативе трезвенников ветеранов-участников. Для более глубинного и объективного разбора инцидента, целесообразно, на мой взгляд, пригласить к обсуждению также И.В. Бачинина, протоирея РПЦ МП, председателя Всероссийского Иоанна-Предтеченского общества трезвения, и Н.Т. Дегтярёва, избранного в 2019 году старейшину трезвой Сибири — азиатской части России. Обе кандидатуры являются сознательными трезвенниками, одни из старейших и активнейших участников Пятого трезвенного движения, более тридцати пяти лет назад связавших с ним свою жизнь, остающиеся принципиальными, бескомпромиссными, нравственными, уважаемыми соратниками.
С уважением — Аникин Сергей Сергеевич