Доколе нам число могилам умножать? …в которые невиновных уложили
Соблюдая бесконечное число питейных обычаев, пьющий сегмент общества исправно обеспечивает прирост кладбищенских захоронений в России в районе полумиллиона гробов ежегодно!!!
В 1981 году это обстоятельство так впечатлило людей, чувствительных к чужой боли, что они создали Движение за Трезвость. И до сих пор за неё бьются вовсе не понарошку и, представьте, бескорыстно. Но безумный мир не сдаётся, и число могил, погибших от алкоголя убывает медленно.
Зная о том, что существует устойчивая традиция выпивать по поводу праздников и д ругих событий в жизни мы сочли необходимым поколебать устои пития не тем, чтобы отменить праздники и события, а тем, чтобы осушить их от спиртного. Удача сможетиметьэпохальноезначение.
За основу возьмём стихи Роберта Бернса в переводе Самуила Яковлевича Маршака.
Для пьянства есть любые поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый Год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство без причин.
Пронумеруем каждый повод напишем на бумажках номера, свернём бумажки в трубочки, как для лотереи, положим в шапку, встряхнём и предложим кому-нибудь вынимать номера. Вынув все восемнадцать, расположим поводы по новому нашему порядку. И далее будем последовательно работать по каждому поводу в отдельности. Задание будет такое: как обойтись без выпивки в том или другом случае?
Попробовали? Правда ведь трудно, что-либо дельное предложить? Уж во всяком случае не тешить себя фужерами с минеральной водой. Почему? А потому, что у уважающих полный список поводов по Бернсу пьющих, один вид посуды для пития оживляет соответствующий рефлекс влечения к спиртному. А коли компания спиртного не предлагает, то обожатели Бахуса кроме досады ничего другого испытывать не смогут, и затеянное мероприятие сочтут провальным. Как же быть?
В своё время мы решили опереться на смысловую суть события, которое обрело в народе спиртосодержащий обряд, и показать, что именно алкоголь не обостряет смысл праздника, а затушевывает его, лишая подлинности и полноты, порой искажая до неузнаваемости. С чисто человеческой позиции событие, заслужившее звание праздника следует не отмечать рюмкой — галочкой, а пережить. Именно последнее подвигает человека увеличивать свой духовно-душевный потенциал, то есть восходить как человеку. Легко заметить, что со спиртным этого очищения — катарсиса не происходит.
Всё скатывается к различным вариантам обыденности в облачении приличия, либо без такового. Если и есть признаки кое-какого пафоса, то до первой рюмки. И вся моя личная практика до 1985 года убедила меня в том, что ощущения праздника под влиянием спиртного быстро сменяются чем-то совсем не высоким, а зачастую просто низменным. За многие годы питейной жизни праздничные события получили питейный же и статус, когда ящик шампанского, или чего покрепче, решает проблему сходки по поводу события любой степени важности.
Итак, подытожим. Спиртное искажает подлинность и полноту переживания событий, заслуживших звание праздника и тем самым препятствует развитию моральных качеств человека, его духовному восхождению.
А как обеспечить подлинность и полноту переживания?
Спиртное убрали и что? Так вот тут-то и надо постаратьсястать человеком. Во-первых, надо признать, что событие, заслуживающее упомянутого выше переживания, должно волновать настолько, чтобы появилось желание поделиться этим своим чувством с другими людьми. Во-вторых, собравшимся переживать праздник следует предложить сценарий празднования, который бы исключал использование любого спиртного. Такое может показаться утопией. Не правда ли? На первый взгляд может быть и так, но если по-настоящему подключено высокое чувство, находятся и желание и выдумка пережить праздник так, как заслуживает этого само событие, являющееся поводом для коллективного собрания, как правило, за столом.
Застолье с яствами всегда доминировало в праздник, поскольку в жизни народа добывание пищи занимало особое место, являясь основой жизни, тем более, что часто именно с продовольствием возникали большие проблемы. Связаны они были с неурожаем или недородом. И в наше время в общем-то сохраняется обычай в застолье предлагать гостям набор аппетитной еды. С другой стороны, считается неприличным жевать, если некто берёт слово и говорит о чём-то важном для всех. Учитывая последнее, предлагая пережить событие, следует привлечь внимание собравшихся к материалам, свидетельствующим о том времени и людях, которые творили славную историю Страны. А поскольку каждый большой праздник имеет в основании свои неповторимые события и своих творцов, то представление всего этого собравшимся за столом будет по сути уникальным творением человека или людей, которые решили праздновать. Инициатор праздничного застолья или группа товарищей действуют по заранее составленному сценарию. Сначала произносится вступительная речь, затем демонстрируются материалы о событии и их участниках.
Современная чудо-техника позволяет получить и продемонстрировать аудио, фото и видеоматериалы. Могут быть прочитаны письма, стихи отрывки из прозаических произведений.
Оптимальным типом трапезы является стол с самоваром, чаем и легкими закусками и сладостями. Пока остывает налитый из кипящего самовара чай, идёт демонстрация основных материалов, а потом приступают к неспешному чаепитию, во время которого можно делиться чем-то собственным, подходящим к празднику, каждому участнику застолья. Очень оживляют собрание уместные к нему песни под гитару, баян, караоке и, наконец, акапелло. Ничто так не обогащает душу, как совместное исполнение песен, особенно на голоса.
Нетрудно сообразить, что мы ведём речь ни о чём ином, как о настоящем социальном творчестве. Как всякое новое дело, оно трудно. Так, кстати, говорили Древние Греки об искусстве. Так вдохновляйтесь же, друзья!
Теперь по очереди будем разбирать каждый повод к пьянству в отдельности. И первой идёт статья «Поминальный сегмент бытия». Она уже публиковалась в газете «Вопреки». Тем не менее повторим.
Лев Козленко, ветеран ТД, Саратов, 28.11.2018 г