Открыть меню

Механизмы освобождения от зависимости, позволяющие объединить христианство и метод Шичко


Содержание страницы

ПОКАЯНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭТАП ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ЗАВИСИМОСТИ В МЕТОДЕ Г.А.ШИЧКО

В статье описывается подход к покаянию с точки зрения парадигм нравст­венно — ориентированной христианской и классической психологии. Анали­зируются механизмы освобождения от зависимости, позволяющие объединить оба подхода, как взаимодополняющие.

REPENTANCE AS A KEY STAGE OF EXEMPTION FROM DEPENDENCE IN THE METHOD OF G.A.SHICHKO

The article describes the approach to repentance from the point of view of the paradigms of moral — oriented Christian and classical psychology. The mechanisms of liberation from dependence are analyzed, which allow combining both approaches as complementary.

Keywords: repentance, passion, virtue, beliefs, programmedness, false beliefs, Christian psychology, classical psychology, Shichko method, alcohol addiction, drug addiction

Тема покаяния в классической психологии является значимой, но малоис­следованной. Изучение покаяния и его благотворного воздействия на человека с точки зрения психологии представляется важной задачей, особенно при оказа­нии психологической помощи лицам с синдромом зависимости. В этом вопросе может помочь обращение к опыту мировых религий. Обратимся к христианской религии, так как в христианстве феномен покаяния описан и изучен достаточ­ноглубоко и качественно, и, что очень важно, представляет собой не теоретиче­ский конструкт, но реально работающее практическое явление, способное ока­зать помощь человеку.

Феномен покаяния является ключевым в жизни христианина. К покаянию призывает в Евангелии сам Иисус Христос, Иоанн Креститель и Апостолы: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и го­ворит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф. 3;1-2), «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4;17), «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне по­велевает людям всем повсюду покаяться». (Деян. 17;30).

Термин покаяние происходит от древнегреческого «метанойя» (|iexavoia) (в дословном переводе «изменение мыслей, ума»), в основном, применяется как богословский термин — изменение как направленности мышления, так и обра­за жизни от расположенности к греху и страстям в устремлениик добродетели и к Богу, к нравственной жизни по Заповедям Божиим. Подобное преображение осуществляется не одним только человеком по его собственной воле, но являет­ся сакральным актом (таинством), совершаемым при помощи и содействии Свя­того Духа. «Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, — и вра- чевство, подаваемое Им, всемогуще» (Святитель Игнатий Брянчанинов)[1].

Согласно христианской антропологии, в результате повреждения первород­ным грехом, природа человека из ангелоподобной, то есть бесстрастной, нетлен­ной и бессмертной стала страстной, тленной и смертной. Страсть это устойчивое и сильное влечение человеческой воли к греху. Иными словами, страсть — это грех, перешедший в навык, в привычку. «Страсть — это порок от долгого време­ни вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Епископ Варнава) [2].

С точки зрения христианства наркомания и алкоголизм относятся к первой из восьми греховных страстей, присущих человеческой душе — страсти чревоу­годия, освобождению от которой способствует покаяние и добродетель воздер­жания, проявляющаяся в отчуждении от плотских страстей и принятия грехов­ных помыслов.

Непрерывное покаяние способствует постепенному искоренению страстей (чревоугодия, похоти, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордо­сти), вследствие чего происходит трансформация из «ветхого» человека в че­ловека «нового» и наполнение души качествами добродетелей (воздержания, целомудрия, нестяжания, кротости, надежды, трезвения, смирения, любви). Блаженный Феофилакт Болгарский в «Толковании Евангелия от Луки» пояс­няет: «Достойные плоды покаяния» — составляет не только удаление от зла, но и упражнение в добре; ибо совершение добра есть поистине плод и порожде­ние покаяния» [3].

В результате человек может обрести состояние бесстрастия по отношению к греху: «Бесстрастие не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, чтобы не принимать их в себя» (Исаак Сирин) [4].

В христианской психологии покаяние («метанойя») — действие, с которо­го начинается процесс духовно-нравственного преображения: последователь­ное изменение вектора направленности сознания человека из внешнего мира во внутренний мир своего сердца и души, а затем, расширение сознания в на­правлении Бога. В основе покаяния лежит действие совести, как инструмента исполнения высшего духовно-нравственного закона. «Совесть — голос Божий в душе человека. Весть идет от Бога, согласие — от человека» (Т. А. Флорен­ская) [5].

При покаянии человек концентрирует внимание на состоянии своей души и даёт объективную оценку собственной подверженности страстям, проявляю­щейся в виде порочных реакций, наклонностей, пристрастий, привязанностей, зависимостей и качеств, характерных для состояния эгоизма.

«Начавшись на поверхностном уровне ощущений и мышления, в процесс анализа ипознания в ходе покаяния постепенно вовлекаются все внутренние структуры психического бытия: чувство, интуиция, память, субъективные ком­поненты, аффекты и вторжения, вплоть до индивидуального и коллективного бессознательного (душевно-духовного)» [6] — таким образом претерпевает из­менение когнитивнаясферачеловека.

Хотя тема покаяния в классической психологии не исследована, с такой глу­биной, как в христианской, покаяние имеет отношение к таким феноменам, как «совесть», «прощение», «благодарность», действие которых исследовано с точки зрения их благотворного влияния на человека.

Совесть, согласно словарю В. Даля «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла». Понятие «со­весть» связано с мировоззрением человека. Основной функцией совести являет­ся нравственная регуляция поведения человека.

У. Джеймс отмечает роль феномена совести: «Благодаря пробуждениям со­вести происходит духовное обновление каждого из нас» [7].

В. Франкл оценивал совесть как проявление уникальности и индивидуаль­ности каждого человека: совесть, функционирующая на бессознательном уров­не, способна уловить уникальный смысл жизни, скрытый в каждом человеке [8].

Прощение — процесс, дающий исцеление от психологических травм и обид. Проявления прощения в межличностных отношениях могут быть определены как принятие другого, решение отказаться от негативных мыслей, эмоций и по­веденческих проявлений в отношении индивида, нанёсшего незаслуженную обиду и решение о поощрении положительных мыслей, поведенческих проявле­ний и эмоций в отношении обидчика.

Прощение понимается как личностный смысл (В. Франкл) [8], «как исцеле­ние, где может помочь любовь, а не принятие наказания» (Э. Фромм) [9].

Благодарность — это «чувство признательности за оказанное добро», со­гласно «Толковому словарю русского языка» Д. Н. Ушакова.

Е. П. Ильин рассматривает чувство благодарности как коммуникативную эмоцию, возникающую на основе потребности в общении, как положительное отношение к другому человеку за оказанную субъекту услугу [10].

Исследования феномена переживания благодарности свидетельствуют о его значительном терапевтическом ресурсе: испытывающие благодарность чаще ис­пользуют конструктивные копинг-стратегии: инструментальное поведение, по­иск социальной поддержки и социальных ресурсов, проявляют целеустремлен­ность в решении проблем и достижении успеха. Психотерапевтический эффект переживания благодарности может выражаться в перестройке мыслей на пози­тивный и продуктивный лад и изменении мировоззрения в целом — принятие жизни во всех ее аспектах [11].

Таким образом, в христианстве и нравственно-ориентированной христи­анской психологии избавление от любой страсти, в том числе страсти чревоу­годия (а именно алкоголизма и наркомании), возможно при содействии Святого Духа и участии человека в Таинствах и непрерывном покаянии через выявление порока, сосредоточение на пороке, и утверждении в добродетели воздержания, взошедшей в навык и привычку.

Рассмотрим современный подход к проблемеоказания помощи при осво­бождении от алкогольной и наркотической зависимости. Основным критерием эффективности такой помощи является длительность ремиссии и отсутствие срывов.

Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) алкоголизм и наркомания относятся к психическим расстройствам и расстройствам поведения, в том числе к комплексу симптомов, объединенных понятием — синдром зависимости, где феномен зависимости определятся как «непреодолимое желание».

Согласно концепции зависимой личности В. Д. Менделевича [12] существу­ют общие характеристики зависимой личности: низкий уровень самосознания, неуверенность в себе, преобладание избегающей мотивации, экстернальный локус контроля. Рассматриваются биологические, психологические, а также со- циальныепричины зависимости, когда употребление алкоголя связано с соци­альными взаимодействиями и носит ритуальный характер [13]: употребление алкоголя в силу семейных, национальных, религиозных или корпоративных традиций, использование химических или нехимических средств значимым со­циальным окружением [14].

Однако, вне зависимости от причин употребления — последствия регуляр­ного приема алкоголя одинаковые: возникает алкоголизм с прогрессирующей психической деградацией и ухудшением состояния здоровья.

На сегодняшний момент лечение алкоголизма включает два основных этапа: первый, медикаментозный, имеющий задачу преодоления физической зависи­мости: алкогольная детоксикация и устранение синдрома отмены и его ослож­нений.

Второй этап — противорецидивная терапия, в которой выделяют фармако­логический (основной) и психологический (вспомогательный) подход, состоя­щий, чаще всего, из когнитивно-поведенческой терапии, суггестивных процедур (кодирование, гипноз).

В современном подходе к освобождению от алкогольной зависимости:

Достоинство- высокая эффективность первого, детоксикационного, этапа;

Норма — умеренное употребление алкоголя, не отягощённое наличием пси­хологической зависимости от него;

Особенность — направленность воздействия связана с преодолением физи­ческой и психологической зависимости от психоактивных веществ;

Эффективность -невысокий процент ремиссии: по данным исследований эффективности и качества наркологической помощи в РФ у больных алкоголиз­мом в период 2010-2013 г долгосрочная ремиссия (свыше 2 лет) не превышала 9,5% [15].

Таким образом, в классической психологии и медицине избавление от зави- симостиот психоактивных веществ заключается в детоксикации, направленной на снятие физической зависимости, и противорецидивной терапии, включаю­щей в себя медикаментозную и психологическую помощь, направленные на сня­тие психологической зависимости различными методами и техниками.

Попытку выявить причины зависимости делает теория психологического программирования, предложенная советским физиологом Г. А. Шичко в 80-е годы прошлого века.

Суть данной теории состоит в том, что с раннего детства у ребенка, под влиянием примеров употребления и положительного отношения к алкоголю со­циального окружения, формируется запрограммированность на употребление спиртных напитков, которая является причиной первого и последующих упо­треблений как алкоголя, так и других наркотиков.

«Психологическая запрограммированность — это искаженность сознания человека проалкогольными измышлениями, возникающая под действием соци­альной среды, побуждающая его совершать объективно неоправданные, проти­воестественные и многосторонне вредные поступки — пить отравляющие жид­кости, содержащие яд и наркотик этанол» [16].

Шичко предлагает определение: «алкоголизм — это психологическое стра­дание, основными признаками которого являются питейная запрограммиро­ванность, привычка к употреблению наркотика, потребность в нем и поглоще­ние его.

Питейная запрограммированность, состоит из установки на употребление спиртного, программы («что пить?», «сколько?» «где?») и проалкогольных или ложных (питейных) убеждений.

Убеждения — это форма направленности личности, которая выражается«в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими цен­ностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей чело­века и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение» [17].

«Питейное убеждение — твердая уверенность в том, что питье спиртного нормальное, оправданное, неизбежное, важное и даже необходимое в нашей жизни занятие» [16].

Питейные убежденияобщепринятые: «хорошее красное вино полезно для здоровья», «человек должен уметь пить культурно», «алкоголь веселит, рассла­бляет, сближает, снимает стресс», «алкоголь согревает в холод, растворяет холе­стериновые бляшки» и т. д.

Существуют индивидуальные или профессиональные питейные убеждения: «алкоголь выводит радиацию», «покупая алкоголь я повышаю обороноспособ­ность страны», «алкоголь стимулирует творческий процесс», «не пьют только шпионы» и т. д.

Главная задачаосвобождения от зависимости — уничтожение питейных убеждений и выработка трезвенных. Шичко предлагает перенести проблему за- висимостииз области медицины в область педагогики и психологии: убеждения невозможно уничтожить лекарствами — они могут измениться вследствие из­менения сознания, под влиянием психологического воздействия.

Согласно теории Г. А. Шичко, целью любых противоалкогольных меропри­ятий должно быть не умеренное или культурное употребление, путём которо­го происходит программированиедетей, а полная трезвость, предпочтительно, сознательная, выбранная человеком самостоятельно, осознанно и осмысленно. «Только полное освобождение сознания от тяжелого и грязного бремени проал­когольной запрограммированности, особенно от питейного убеждения, способ­но сделать алкоголика пожизненным трезвенником» [16].

Ограждая детей от программирующего воздействия окружающей средыв течение нескольких поколенийвозможно рождение людей с отсутствием питей­ной запрограммированности, для которых трезвость — естественное состояние.

Инструментами при работе с запрограммированностью по методу Шичко является:

  • лекции, на которых объясняются механизмы возникновения, развития зависимости и пути освобождения от неё; происходит получение научных зна­ний об алкоголе, последствиях его поглощения; изучение теории психологи­ческой запрограммированности, разъяснение ложных убеждений. «Требуется серьезно заняться своим сознанием, освободить его от ложных взглядов, пред­ставлений и понятий и насытить правдой о спиртных напитках и последствиях их поглощения» [16];
  • чтение и обсуждение противоалкогольной литературы, участие в дискус­сиях;
  • самостоятельноеежедневное написание перед сномспециальных дневни­ков, отражающих процесс изменения убеждений и своего отношения к спиртно­му, к себе и близким.

С помощью дневников происходит разрушение ложных питейных и форми­рование новых трезвенных убеждений. Поэтому метод Шичко и называется — «метод самоизбавления».

Уничтожению программы и установок способствует написание аутоанам­неза — подробного описания программирующих ситуаций в детстве; факторов, приведших к первому употреблению; момента принятия решения о первом упо­треблении, реакций организма на первые отравления; процесса привыкания к алкогольному яду, развития и попыток избавиться от зависимости; перенесен­ных страданий личных и близких, анализ поступков, совершенных в состоянии опьянения и их последствий; ухудшение здоровья, как следствие употребления, материальные потери.

В процессе письменной работы с дневниками человек концентрирует вни­мание событиях своей жизни, постепенно приходя к осознанию, что алкоголь на самом деле никогда не приносил радость и счастье емуи его близким, а сам он начал употреблять в состоянии искажённого сознания; осознает сколько време­ни потеряно, сколько горя и страданий принесено близким.Ранее спящий, «го­лос совести», побуждает к покаянию за свою прошлую жизнь, прощению тех, кто нанёс обиды, переживанию чувстваблагодарности близким, дает надежду на исцеление.Происходит смена убеждений — «перемена ума». Разрушается за­программированность на употребление алкоголя. Результатом является реше­ние о принятии сознательной трезвости. Употребление спиртного становится невозможным по причине бессмысленности и абсурдности этого процесса, как следствие изменения убеждений.

В подходе к освобождению от алкогольной зависимости по методу Шичко:

Достоинство — высокая эффективность, обусловленная длительностью ре­миссии и отсутствием срывов;

Норма — абсолютная трезвость, обусловленная отсутствием запрограмми­рованности, употребления, физической и психологической зависимости от пси­хоактивных веществ;

Особенность — направленность воздействия, связана с преодолением за­программированности (питейных убеждений, программы, установки);

Эффективность — при соблюдении рекомендаций по ведению дневников составляет 60-70% [18].

Таким образом, согласно теории психологического программирования, из­бавление от зависимости от психоактивных веществ заключается в осво­бождении от запрограммированности путем устремления локуса внимания на причины употребления, письменного анализа и покаяния в поступках, со­вершенных в состоянии запрограммированности и употребления, разрушении питейных убеждений и формировании новых трезвенных убеждений и утвер­ждение в них.

Очевидно, что при решении проблемы зависимости целесообразно исполь­зовать комплексный подход, сочетаядуховную, психологическую и медицинску- юпомощь.

Так, на этапе противорецидивной терапии зависимостей представляется уместнымиспользование идуховно-ориентированной христианской психологии и метода Г. А. Шичко.

Существующие разработки в данном направлении весьма эффективны.

Так, Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» (председатель протоие­рей Игорь Бачинин) использует и распространяет на приходах метод Шичко как инструмент помощи зависимым и созависимым: проводятся лекции, встречи, семинары, конференции, открываются общества трезвости на приходах.

Данная деятельность, происходит, в основном, «в церковной ограде». Вслед­ствие чего помощь может оказаться не доступной, например, страдающим от за­висимостей представителям нехристианских религий, людям с атеистическим мир овоззр ением.

Святые апостолы, проповедуя среди неверующих и язычников, покидали церковные пределы, тем самым подавая пример!

Помощь зависимым любого вероисповедания и мировоззрения предпола­гает программа психологической коррекции по методу Г. А. Шичко, разработан­ная в 1995 г. психологом В. А. Дружининым (фонд «Трезвое поколение Урала», ранее «Фонд Трезвости им. Геннадия Шичко», г. Екатеринбург).

Программа содержит по 50 дневников по каждому виду зависимости: алко­гольной, табачной и наркотической.

Через всю программу «красной нитью» проходит тема христианства (рас­крытие понятий грех, страсть, добродетель, молитва, покаяние, таинства, про­щение, любовь), что делает программу не только инструментом освобождения от зависимости, но и средством проповеди христианских ценностей.

Часто, при работе с дневниками человек принимает решение продолжить- борьбу с иными страстями и воспитание в себе добродетелей: прежде неверу­ющий человек обращается к Богу, начинает посещать Богослужения, участвует в Таинствах, принимает участие в строительстве храмов, делах милосердия.

Можно констатировать, что работа с дневниками по методу Шичко — это одна «большая исповедь», благодаря которой человек начинает слышать «голос совести», дающий толчок к покаянию.

Анализируя благотворное воздействие покаяния при освобождении от ал­когольной зависимостив духовно-ориентированном подходе и по методу Г. А. Шичко, можно провести параллели между пребыванием человека в зависи­мом состоянии от страстипьянства и состоянием психологического страдания при синдроме зависимости; между состоянием бесстрастия по отношению стра­сти пьянства и состоянием сознательной трезвости, расцениваясознательную трезвость как добродетель.

В результате подобного сравнения, становится очевидно, что поощрение культурного или умеренного употребленияалкоголянедопустимо, как недопу­стимо поощрение культурного или умеренного совершения любого греха: на­пример, гнева, воровства, прелюбодеяния, убийства.

Таким образом, при применении метода Г. А. Шичко в освобождении от за­висимостей возможно: повысить эффективность современной наркологической помощиза счёт достижения состояния сознательной трезвости и отсутствия срывов; позволитьисключить фармакологический подход на противорецидив­ном этапе, что может расширить сферу применения метода и перечень структур, оказывающих помощь зависимыми лицам; использоватьсинергетическое взаи­модействие с духовно-ориентированным подходом, о чём свидетельствуетмно- голетний опыт практической деятельности.

Черных Елена Александровна, магистрант РХГА tm2(СОБАКА)yandex.ru
Научный руководитель доцент Смолова Л. В.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 1. — Екате­ринбург: Сибирская благозвонница, 2012.
  2. Епископ Варнава (Беляев) Основы искусства святости. Том 1. — Ниж­ний Новгород: Издание братства во имя святого князя Александра Невского, 1998.
  3. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки. — М.: Сретенский монастырь, 2018.
  4. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 48. — М.: Даниловский благовестник, 2018.
  5. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
  6. Яцкевич К. В. Методологические основы нравственно-ориентирован­ной христианской психологии. Учебно-методическое пособие. — Минск, 2014.
  7. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. — М.: 1991. — С. 330.
  8. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: 1990.
  9. Фромм Эрих. Иметь или быть?- Киев: Ника-Центр, 1998. — 400
  10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2011.
  11. Кислица Г. К. Исследование феноменологии переживания благодарно­сти // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. № 3
  12. Руководство по аддиктологии, под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. —768 с.
  13. В. Г. Белов, прот. Г. Григорьев, В. А. Кулганов, Ю. А. Парфенов. «Профи­лактика аддиктивного поведения: опыт медико-психологического исследования и богословские основания», Спб, Издательство РХГА, 2016. —427 с.
  14. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная психологическая академия. 1995. 366 с.
  15. Кошкина Е. А., Киржанова В. В., Гусева О. И. Мониторинг и оценка

эффективности наркологической службы в условиях ее модернизации: про­блемы и пути их решения // Социальные аспекты здоровья населения. 2014. № 6. URL:

  1. Дроздов И. В. Геннадий Шичко и его метод. — М.: Философская книга, 2014. — 256 с.
  2. Рыжковская Т. Л. Основы психологии и педагогики: учебно-методиче­ский комплекс — Минск.: Издательство МИУ, 2010. — 441 с.

Text.ru - 100.00%

0
(Visited 333 times, 1 visits today)

Автор публикации

не в сети 3 недели

Тимофей

324
Начинающий преподаватель «МЕТОДА ШИЧКО» по совместительству администратор данного сайта. Имею общее среднее образование. В данный момент работаю маляром-штукатуром. Сам прошёл курсы, и избавился от вредных привычек. https://metod-shichko.ru/stop-alkogol/kniga-shag-k-trezvosti/
flag - РоссияРоссия. Город: Санкт-Петербург
Комментарии: 23Публикации: 396Регистрация: 15-08-2016
Обсуждение: 3 комментария
  1. Елена:

    Тимофей,доброго времени суток! От всего сердца благодарю за эту информацию…Многое открыла для себя…благодарю…

    1
  2. Здравствуйте Елена . Спасибо за комментарии.

    0
    1. Отличная статья, Тимофей! Вы молодец, что опубликовали её здесь, на своем сайте! Как говорил один из наших, ушедших в иной мир, старых преподавателей, Анатолий Меняйло: «Метод Шичко — это сжигание своих пороков в огне разбуженной совести!» Метод Шичко — это метод покаяния перед собой, перед близкими, перед своими рожденными или нерожденными детьми, перед Создателем… Ведь вроде бы и нет прямой вины человека в том, что он пьет, а сколько бед натворил, сколько судеб испортил, сколько жизней отнял, сам того не осознавая!
      И главное в методе Шичко — не только покаяться, но и исправить все в своей жизни, начиная с себя, через очищение сознания, через изменение своих старых убеждений… Как говорится: «Кайся и больше не греши!»

      1

Добавить комментарий

© 2024 Метод Шичко · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru