Открыть меню

Страсти по Шичко

Наверное, нет другого такого вещества во всей истории человечества, как алкоголь, о котором была бы столь противоречивая информация и кото­рое столь мощно воздействовало: на человечество. А самое загадочное – это, безусловно, его многогранность. В нём против и за сосуществуют удивительным способом. Алкоголь объединяет и разъединяет. Сначла мирит людей, а потом их может ссо­рить до физического уничтожения; обогащает казну и обедняет семьи. Бу­дучи мощным иммунодепрессантом, почему-то рекомендуется для снятия стресса. Будучи вредным для слизис­той оболочки желудка, применяется почему-то для возбуждения аппетита. А ведь алкоголь быстро всасывается в кровь, необратимо повреждает клетки мозга, печень и другие органы.

Однако все это не мешает в торже­ственных случаях использовать алко­голь в самых сердечных пожеланиях здоровья друзьям, родственникам, коллегам. Изделие, имеющее столь негативное воздействие на здоровье человека, давно поднято на самую вер­шину шкалы особо положительных эмоций и почётных событий. Почему так случилось? Почему сложилась та­кая парадоксальная ситуация, когда ядовитый продукт (таким он является по определению Всемирной органи­зации здравоохранения) нашёл мощ­ную сферу потребления среди всех слоёв населения — бедных и богатых, старых и молодых?

Поиску ответа этому вопросу посвя­тил всю свою жизнь выдающийся ленинградский учёный Геннадий Андреевич Шичко. Работал он 30 лет в НИИ экспериментальной медицины Акаде­мии медицинских наук СССР.

ЕГО имя известно всей стране. Он не приме­нял лекарств, не пугал обещаниями о смерти, не шантажировал божественным наказанием, не об­винял в безволии, не заставлял каяться своих «пациентов». Он им возвращал достойную жизнь только одним средством: простым, научно-дос­тупным и правдивым словом об алкоголе. Он убеждал страдающих от алкоголизма в отказе от потребления алкоголя правдой. Просто и неве­роятно эффективно.

ПЕРФОЛЕНТА В МОЗГАХ

ОН внедрил новый способ понимания про­блемы алкоголизма, называя его впервые не за­болеванием или виной пьяницы, пороком чело­века, а его бедой – печалью общества. В отли­чие оттого, что утверждалось в современной медицине и тысячелетиями навязывалось цер­ковью, Шичко говорил, что «алкоголики – жертвы распространённого в стране потребления спир­тных напитков», их личная вина невелика. Подоб­но тому, как неизбежное следствие войны – ка­леки и убитые, так закономерными жертвами алкоголепотребления являются пьяницы и алкого­лики.

Своим кропотливым изучением культурологи­ческой основы употребления алкоголя в рамках национальной культуры Г.А. Шичко сумел выя­вить структуру «опорных точек» проалкогольной идеологии и динамику прививания в человеке с малых лет питейной убеждённости как своеоб­разный культурный гипноз, который сопровож­дает его до конца жизни. Он объяснил, что у человека инстинкт самосохранения гасится в добровольно-принудительном соблюдении якобы безобидных питейных национальных традиций. Он доказал, что традиции, культура и быт народа, в которых допускается винопитие на праздниках, обрядах, в быту, это почва для развития алко­голизма через промежуток «культурного пития». Те же тосты, то же «уважение» традиции, те же радость, горе, стресс – все на спирту. И не важ­но уму, что его отвергает организм: тошнота, рво­та, головокружение, потеря равновесия, памяти, а то и сознания и достоинства — разницы нет. Отчего болеют, тем и лечатся в полном убеждении, что «так надо», «так было всегда». Алкогольная проблема, утверждал Шичко, по преимуществу идеологическая – проблема знаний, взглядов и убеждений.

Родители нынешней пьяной молодёжи, шатаю­щейся на улицах страны с бутылкой пива в руках с самого утра, на вечеринках в школах и в инсти­тутах, говорят в полном недоумении: «А мы же не так пили…», не понимая, что дело не в дозах, а в самом занятии. Проалкогольное убеждение, что пить «в меру» даже полезно, вместе с привычкой потреблять алкоголь обессиливают их способность помочь собственным детям. А как прервать замк­нутый круг?

«КТО ЕСТЬ КТО»

Г.А. ШИЧКО внимательно изучал не только алкоголизм и алкоголиков, но и всю систему эле­ментов взаимодействия в распространении пьян­ства. Этому способствовала его удобная «Класси­фикация людей в зависимости от их отношения к алкогольным напиткам» в прекрасной научной ра­боте «Разработка индивидуального психофизиоло­гического подхода к избавлению от алкоголизма» 1981 года. Он делит человечество на 8 групп, кото­рые отличаются друг от друга критериями отно­шения потребления алкоголя вообще, и позволяет каждому объективно осознать свою позицию и роль в обществе относительно этой темы. Иными сло­вами, Шичко утверждает, что существует широкая алкозона, в которой почти каждый из нас находит­ся и выполняет, в основном неосознанно, програм­му культуры винопития, и этим создаёт предпосыл­ки более крутого варианта — алкоголизм. Он писал:

«У каждого человека имеется своя критическая про­грамма поглощения спиртного, превышение кото­рой приводит к алкоголизму. Никто из пьющих не знает свою критическую программу, к тому же она со временем изменяется». Классификация ещё и поможет понять, как человек скатывается из одной категории в другую.

По мнению Шичко, больного ни таблетками, ни уколами, ни страхом, ни «неупываемыми чашами» Богоматери вылечить нельзя. Он считал, что при помощи правдивой информации об алкоголе ложь должна быть выведена из разума каждого. Миро­воззрение меняется, все становится понятно и преодолимо.

О ВРАЧАХ И ЦЕРКВИ

Многое изменилось в новой концепции здраво­охранения в понимании роли и ответственности больного перед собственной болезнью, в новом моделировании лечебной профилактической помо­щи населению. Но сами медики неспособны ша­гать в «будущее» столь быстро, как обязывают их пациентов рынок и новые законы. Ведь повыше­ние сознания гражданина о сохранении собствен­ного здоровья предполагает, в какой-то степени, и переосмысление роли и ответственности врача перед обществом в перестройке образа жизни населения. У населения в основном не хватает ни больниц или диагностической аппаратуры, а просто знаний ведения здорового образа жизни.

Но не выделяется ярко основная масса вра­чей в просвещении здоровых и больных в вопро­сах здорового образа жизни на фоне громкой и наступательной рекламы алкоголя и табака! По­тому остаются неизбежно и на совести медиков слезы невинных детей тех пьяных родителей, ко­торым сами врачи рекомендуют выпить сто грам­мов за здоровье своих сосудов, и которые успеш­но пошли дальше… а с них потом эти же дети будут брать пример.

Также по большому счету не слышна гражданс­кая боль педагогической общественности. А ведь именно в трудах Г.А. Шичко для врачей и педаго­гов раскрываются огромные ресурсы эффектив­ной работы по предупреждению алкоголизма.

Г.А. Шичко был по духу истинным государ­ственником, по-настоящему любящим свою стра­ну и свой народ. Он прекрасно понимал, что обес­печить стране высокую безопасность может не только преданный ей умный народ, но и народ, со­знательно здоровый. Потому так глубоко пережи­вал о народных потерях, связанных с алкодеградацией. И был прав.

Г.А. Шичко опровергал мнение многих о боль­шой отрезвляющей роли христианской церкви. Нео­днократно подчёркивал, что церковь считала вино даром Божьим: по ее мнению, употребление спир­тного полезно, если принимается в меру при бо­лезнях, после «тяжких трудов или для большего веселья во славу Божию». Кагор, креплёное вино, на этикетках которого изображения святых, не­редко даётся даже маленьким детям. А ведь ещё в девятнадцатом веке стало известно, что алко­голь – это протоплазматический яд, который при попадании в кровь тромбирует капилляры, склеи­вая эритроциты, разносящие по телу кислород и питательные вещества. Потому усталость всё-таки разумнее снять простым физическим отдыхом и сном.

ШИЧКО И «ПОСЛЕ-ШИЧКО»

ИССЛЕДОВАНИЯ и открытия Г.А. Шичко изло­жены в научных трудах, среди которых его канди­датская диссертация «К вопросу о высшей не­рвной деятельности взрослого человека» и его фундаментальная монография «Вторая сигналь­ная система и ее физиологические механизмы», наполнили вместе с его многочисленными мате­риалами для ЦК КПСС, Госплана СССР и средств массовой информации Павловское понятие «вто­рая сигнальная система» конкретным научным со­держанием.

Он был новатором, вдумчивым и сосредоточен­ный экспериментатором, учёным, глубоко преданным человеческому роду. Помимо научной дея­тельности, Геннадий Андреевич безотказно помо­гал всем, кто к нему обращался. Он читал лек­ции о предупреждении алкоголизма и табакокурения, но от своих пациентов не принимал ни деньги, ни даже цветы.

Остались интересные фрагменты его живой речи и некоторые документы для практической работы, среди которых очень значимый «Малень­кий словарь трезвенника», план написания аутоанамнеза алкоголика, форма дневника самоизбавления от алкоголизма и другое. Учеников, им лично целенаправленно подготовленных, не было, как и не было основанной им “школы”«по мето­ду Шичко.», Однако столь яркие результаты, которых он добивался своими лекциями, восстанав­ливая личности самых “без­надежных” пациентов и се­мейные очаги, не только при­несли ему славу во всей стране, но и породили ещё при жизни немало самозван­ных “учеников” и вместе с ними соответствующие про­блемы.

В своей непростой жизни он выстрадал многие собы­тия, связанные с войной, на которой героически сражался под Сталинградом. В послевоенное вре­мя нелегко было ему, как любому открывателю, преодолеть сопротивление к новым подходам на­учной и партийной общественности, пропитанной старыми стереотипами. Но больше всего его огорчали факты искажения его мыслей со сторо­ны «энтузиастов-учеников», лекции которых рас­пространялись с невероятной быстротой по всей стране. Они заключались в приблизительной ими­тации деятельности и речи Шичко, с допуском мно­жества ошибок и откровенных нелепостей, кото­рым сам Геннадий Андреевич энергично сопро­тивлялся, Об этом он написал незадолго до смер­ти в более чем убедительной статье «Против абсурдизма в антиалкогольной пропаганде». В ней по строгой и безупречной логике, совершенно по­нятно для всеx желающих разобраться а его ис­тинных взглядах, изложил свою позицию по пово­ду некоторых выступлений известных наркологов, журналистов и других деятелей по данной теме. В статье также прокомментировано содержание не­которых выступлений по антиалкогольной теме, вызывающее у него настоящее расстройство, одного из самых ярких представителей трезвеннического движения В.Г. Жданова, который не так давно самовыдвигался в советники Президента Бурятии по борьбе против алкоголизма.

После его смерти ситуация не улучшилась. В образованном вакууме, как грибы после дождя, появились «школы», стало больше и стихийных лекторов, ведущих курсы избавления от алкого­лизма и табакокурения по «методу Шичко», кото­рого не было никогда. Автор просто не написал его как научный труд.

На этих лекциях за трезвость, проходящих под знаком «метода Шичко», к великому сожалению, к ряду явных искажений научного и идеологи­ческого подхода учёного, ещё появилась совер­шенно недопустимая практика внедрения эле­ментов религиозных обрядов (как воцерковление, исповеди, причастие, покаяние и т. д.) и по­литического агрессивного популизма. Оратор­скую агрессивность, несоблюдение этикета об­щения, что часто характеризует нынешних ак­тивных борцов за трезвость, действующих в рам­ках влияния церкви, Геннадий Андреевич откро­венно презирал.

Но ведь никому не запретишь вести пропаган­ду трезвости, организовывать курсы и читать лек­ции против потребления алкоголя или табака, и тем, кто добивается хороших результатов, жела­ем дальнейшего успеха. Однако мы теперь ста­ли часто читать о больших исторических традици­ях трезвления церкви. Упоминаются неоднократ­но большие личности, как А. Рождественский, И. Кронштадтский, Ф. Орнатский, С. Рачинский, кото­рые боролись за трезвение людей благодатным воздействием церкви. Возникает вопрос: почему сегодня церковь пользуется мыслями и «мето­дом» Г.А. Шичко, у которого в отношении хрис­тианства и его винопития «во славу Божию» были совершенно противоположные взгляды? Зачем вооцерковленным руководителям курсов по «ме­тоду Шичко» спекулировать на имени учёного, извращать контекст его цели, которая была сугу­бо светской и государственной? Приятно, конеч­но, что мощь уникальной и бесценной мысли Г. А. Шичко прорывается даже при самых удачных по­пытках исказить и фальсифицировать основу его идеологии и науки. Тем не менее, все те, кто при­крывается его славным именем, чтобы протолк­нуть интересы отдельных группировок или любых общественных объединений, пусть и на благо на­рода, совершают аморальный поступок.

Имя Г. А. Шичко сегодня синоним неоценимо­го вклада в знание о человеческой психологии и человеческих ресурсах. Его труды сейчас осо­бенно востребованы обществом и государством, и никому не разрешено затемнять память об этом замечательном ученом.

Скачать данный материал

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

© 2017 Метод Шичко · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Продвижение сайтов: tvblogger.ru

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение